Какие проблемы были у первых танковых реактивных снарядов

Первые танковые реактивные снаряды
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

В те времена Волхонское шоссе на отрезке от Таллинского шоссе до Машиноиспытательной станции представляло собой обычную грунтовую дорогу с глубокими колеями и выбоинами, особенно появлявшимися после дождей. Нередко трейлер приходилось останавливать у перекрестка Таллинского и Волхонского шоссе, танк спускался на дорогу и далее следовал до места своим ходом.

Так поступили и с танком, предназначенным для испытаний на герметичность отсеков, наполненных топливом. Но как только танк оставил трейлер, мотор сразу же заглох. Решили проверить, подается ли топливо, но оно оказалось почему-то белым, как молоко. Выяснилось, что примененный для обеспечения герметичности состав, взаимодействуя с топливом, лишал его возможности гореть! Пришлось применить для этого другой состав.

В нижней части наклоненных внутрь бортов корпуса крепились на болтах мощные кронштейны ходовой части машины. Эти кронштейны представляли собой прямоугольные треугольники, гипотенуза которых прилегала к наклонному борту.

В нижней части каждого такого кронштейна, вдоль горизонтально расположенного катета, устанавливалась опора балансира опорного катка и пучковый торсион, а в верхней части на торце крепился поддерживающий каток. Такая конструкция упрощала изготовление корпуса и обеспечивала легкость восстановления поврежденной ходовой части машины при подрыве на мине.
Другой особенностью компоновки являлось усовершенствование системы охлаждения и выхлопа. Для этой машины вместо двух бортовых эжекторов, как это было привычно со времен танка Т-10, поставили единый кормовой эжектор.

Оригинальным узлом в машине был также так называемый «крыше-балко-воздухоочистйтель». Возникновению такого симбиоза способствовало появление сравнительно большого зазора между верхом двигателя и крышей, вызванного увеличенной высотой корпуса. В этом пространстве, прямо в полости балок крыши, придававших ей высокую стойкость от ударной волны и ядерного взрыва, расположили примененный впервые на танке бескассетный циклонный воздухоочиститель с оригинальным уплотнением соединения с воздухозаборником двигателя. Благодаря подвижному самоподнимающемуся устройству уплотнение этого стыка осуществлялось автоматически при закрытии крыши.

Передняя часть среднего отсека предназначалась для экипажа. Впереди сидел водитель, а за ним в легкой подвешенной вращающейся плоской башенке размещался командир-оператор с прицелом и пультом управления вооружением. В дальнейшем предполагалось на платформу поставить пулемет для самообороны.

Для размещения основного ракетного вооружения предусмотрели два бортовых отсека, в поперечное сечение которых вписывались бы цилиндры диаметром 550 мм. Этого размера было достаточно, чтобы разместить барабанную укладку с четырьмя перспективными управляемыми снарядами.

Поскольку разработка управляемых снарядов только начиналась и для того, чтобы успеть отработать укладку до их появления, танковые узлы поспешили испытать на ходовом макете с использованием турбореактивных снарядов. В барабаны диаметром 550 мм укладывались либо 8 танковых реактивных снарядов калибром 132 мм, либо 6 таких снарядов калибром 152 мм.

Наибольшие трудности и споры возникли при выборе схемы пусковой установки и связи ее с прицелом. Проще всего решается схема вооружения, когда в одном месте, на одной базе, например в башне, размещены и боекомплект, и орудие, и прицел, и оператор. В этом случае заряжание орудия можно осуществлять по постоянной жесткой траектории, при этом боеприпас во время заряжания будет оставаться под броней.

Первые танковые реактивные снарядыСвязь прицела с пушкой тоже может быть «жесткой» или, в крайнем случае, при помощи простой параллелограммной связи, оставляя только одну «местную» электрическую связь, измеряющую с высокой точностью угол рассогласования между направлением, куда смотрит ось канала ствола, и линией визирования и подающую соответствующий сигнал на привод наведения пушки.

Совершенно другое дело, когда снаряды лежат в одном отсеке, а прицел находится на отдельной вращающейся по горизонту платформе. В этом случае надо либо разместить пусковую установку на той же платформе и создавать сложнейшие механизмы, перекладывающие ракету из отсека на пусковую установку, либо установить пусковую установку в отсеке и обеспечить простоту заряжания, для чего потребуется создавать сложную систему, измеряющую рассогласование между пусковой установкой и прицелом.

На первом этапе задача казалась очень простой — ведь ракета управляемая! Значит, достаточно просто пустить ее в сторону противника, а там наводить на цель уже во время полета. Однако первые же встречи с ракетчиками развеяли надежды конструкторов. Оказалось, что с учетом перегрузок, углов выстреливания, полетного времени и т. п. ракету надо запускать во вполне определенном направлении в зависимости от угла цели, ее скорости и т. п.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *