Контратака немцев в районе Ржева

Контратака немцев в районе Ржева
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Несмотря на все усилия, советским войскам не удалось освободить Ржев. Сменивший 16 января А. Штрауса в командовании 9-й армии генерал В. Модель сумел осуществить перегруппировку и 21 января потеснил части 39-й армии Калининского фронта под Сычевкой, а через день немцы смогли, невзирая на снежные заносы и метели, восстановить разорванную в начале месяца связь 6-го и 23-го армейских корпусов.

«Об ожесточенности боев свидетельствовало количество оставшихся на поле боя трупов, необычно большое даже для Восточного фронта», — зафиксировали документы 46-го германского моторизованного корпуса.

Германские источники отмечали личный вклад нового командующего армией, который в эти дни, передвигаясь на санях или на связном самолете «Шторх», постоянно находился среди наступающих солдат и офицеров. «Выдающееся упорство войск, эффективно поддержанных артиллерией, штурмовыми орудиями и танками, а также смелыми экипажами 8-го авиакорпуса, достигло намеченной цели», — писал бывший гитлеровский генерал X.Гроссман. В результате пути снабжения наступающих с севера на Вязьму советских войск оказались блокированными противником.

Советское командование своевременно оценило возникшую опасность. По приказу И.С. Конева командующий ВВС Калининского фронта генерал С.И. Руденко начал планировать проведение налетов на наступающие части неприятеля.

Ранним утром 23 января последний приказал командиру 46-й сад майору С.Ф. Коновалову (он сменил погибшего А.А. Бурдина): «Немедленно организуйте удар по противнику, прорвавшему фронт и занявшему Ильино, Колесникове, Скамейкино. Надо выслать шесть истребителей и три бомбардировщика. Объясните задачу летному составу и потребуйте, чтобы они дрались, как гвардейцы. Учтите, что здесь будет работать не только Ваша дивизия…»

К этому времени полки 46-й сад имели всего по два — три исправных самолета. Так, в 503-м иап 18 января один Ил-2 неприятель поджег на аэродроме Старица (пламя постепенно набирало силу, и так как с ним не вели борьбу, то самолет в конце концов взорвался), второй штурмовик получил серьезные повреждения в бою, а на третьем не вернулся с задания из района Ржева старший лейтенант С.Х. Марковцев.

Летчик имел 50 боевых вылетов и через день его посмертно представили к награждению орденом Красного Знамени. Однако Степан Харитонович 22 января возвратился в полк. Он воевал до Дня Победы, совершив еще 65 боевых вылетов.

В тот же день пропал без вести один из наиболее опытных пилотов лейтенант Н.К. Костин (43 вылета). Из семи летчиков 180-го иап, отмеченных боевыми наградами в ноябре 1941 г., в районе Ржев — Сычевка погибло двое: 20 января отдал жизнь в бою с «мессершмиттами» лейтенант Н.Ф. Боровой, 22 января — капитан В.В. Новиков-Ильин.

Контратака немцев в районе Ржева

Оперативные документы частей и соединений ВВС Калининского фронта с 23 по 25 января показывают, что эффективных ударов по немецким войскам авиаторы нанести не смогли. В сложных погодных условиях вылетали пары или звенья советских самолетов, которые часто возвращались, не найдя целей. Немецкие танки и мотопехота оказались хорошо замаскированы, и их трудно было обнаружить.

Неудачными выдались эти дни и для немецких экипажей. По указанию Генерального штаба люфтваффе, 24 января пикирующие бомбардировщики 1-го авиакорпуса, взаимодействующие с войсками группы армий «Север» (группы HI/StG 1 и l/StG2), должны были нанести удар совместно с бомбардировщиками и пикировщиками 8-го авиакорпуса по нашим передовым позициям западнее Ржева, однако густой туман помешал им выполнить задание. В тот же день в районе г. Белый части вновь прибывшей 246-й пд были атакованы своими же самолетами; один солдат погиб, а трое получили ранения.

26 января советскому командованию удалось ввести в бой большое количество танков и самолетов против соединений переброшенного из резерва группы армий «Центр» 46-го моторизованного корпуса и частей 6-го армейского корпуса. В ходе развернувшихся воздушных боев некоторые известные асы, например будущий дважды Герой Советского Союза А.Е. Боровых, одержали первые победы. 27-й иап ПВО был одним из немногих, чьи эскадрильи успешно действовали совместно с армейской и фронтовой авиацией, базируясь на одних аэродромах: капитан Ф.С. Чуйкин и лейтенант А.В. Чиликин доложили о двух сбитых «мессершмиттах» в районе Сычевки.

Немцы не остались в долгу. Несмотря на участившиеся метели, германские экипажи чаще вылетали на задания, чем советские. Дважды с бомбами под фюзеляжем взлетали Bf109 из группы III/JG51, среди летчиков которых был фельдфебель О. Циммерман (О.Zimmermann), впоследствии один из удачливых «охотников» за четырехмоторными бомбардировщиками союзников. В ряде наземных боев, в том числе юго-западнее Сычевки, важную роль сыграл наземный персонал люфтваффе. Включенные в состав 6-й тд авиаспециалисты вместе с обозниками накопили за месяц большой боевой опыт.

В условиях зимнего бездорожья германское командование своими контрударами стремилось обезопасить важнейшие коммуникации. «После тщательной разведки и рекогносцировки (их подготовку и проведение очень облегчали аэрофотоснимки) возникал точный план боя, — отмечалось в отчете 9-й германской армии о контрударах западнее железной дороги Ржев — Вязьма. — Здесь все зависело от внезапности нанесенного по врагу удара. Необходимые передвижения осуществлялись лишь ночью.

Делалось все, чтобы ввести русских в заблуждение относительно места и времени следующего удара. Как только приготовления заканчивались, следовал сосредоточенный массированный огонь из всех предоставленных в распоряжение орудий, включая зенитки, гаубицы и реактивные минометы, а также бомбовые удары по целям с воздуха. Пропахивалось все. Затем следовал штурм, приводящий иногда к жестокому ближнему бою. Контратаки русских постепенно затухали. Противник терял один опорный пункт за другим и его все дальше оттесняли от линии обеспечения армии».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *