Корабли Жана Батиста Шарко

Барк Франс 2
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В 1903 году, после длительного перерыва, в водах Антарктики появилось судно под французским флагом. Это была небольшая трехмачтовая шхуна «Франсе» длиною 32 метра. На ней первая французская антарктическая экспедиция под руководством известного полярного исследователя Ж. Б. Шарко направлялась к западной части Земли Грейама.

«Франсе» была построена в 1902 году в Сен-Мало на верфи «Папаша Готье», славившейся постройкой небольших промысловых судов. Первоначально шхуна была предназначена для экспедиции на Новую Землю. Мощный корпус из дуба, окованный бронзой форштевень, имевший скошенную форму, прочная корма — все это должно было помочь судну успешно преодолевать ледяные поля. Сведенная к минимуму плоская поверхность бортов должна была обеспечить повышенную живучесть судна при сжатии его корпуса льдами. Судостроители не повторили форму «Фрама», так как «Франсе» должен был плавать и по открытой воде. Имелась на шхуне и вспомогательная паровая машина мощностью 125 лошадиных сил.

Учитывая всеобщий интерес к исследованиям Антарктиды, Ж. Шарко решил направить «Франс» в южные полярные воды, организовав первую французскую антарктическую экспедицию. Даже несмотря на поддержку президента, французское правительство не спешило выделить средства на такую экспедицию. И все же, ценою громадных усилий, Ж. Шарко сумел получить их.

31 августа 1903 года «Франсе» вышел из Бреста, имея на борту 20 человек. Помимо выполнения чисто научных задач, Шарко намеревался принять участие в поисках экспедиции Норденшельда, от которой не было никаких известий. Но к моменту прибытия «Франсе» в Антарктику, экспедиция Норденшельда уже была спасена корветом «Уругвай».

Во время плавания вдоль западного побережья Земли Грейама на «Франсе» вышла из строя машина, и судно продолжило плавание под парусами, что в водах, изобилующих айсбергами и ледяными полями, требовало от экипажа большого напряжения сил. На зимовку экспедиция остановилась в бухте небольшого острова Вандела. Во время зимовки был обследован архипелаг Палмера и регулярно проводились метеорологические наблюдения и биологические исследования.

Весной «Франсе» с трудом освободился из ледяного плена и продолжил плавание вдоль побережья Земли Грейама. Но здесь судно наскочило на подводную скалу и получило пробоину в подводной части корпуса, что положило конец экспедиции. С большим трудом заделав пробоину, экипаж сумел благополучно привести судно в аргентинский порт Пуэрто-Мадрид.

В результате работы экспедиции под руководством Ж. Шарко значительно увеличилась обследованная береговая черта Земли Грейама, точными картами которой впоследствии пользовались многие антарктические исследователи.

«Франсе» не был способен вернуться своим ходом во Францию, и Шарко охотно продал его аргентинскому правительству. После капитального ремонта корпуса и замены машины судно под новым именем «Аустраль» плавало в водах южной части Тихого океана, занимаясь снабжением отдаленных метеостанций, но недолго — вскоре оно потерпело крушение и затонуло у побережья Южной Америки.

Сразу же по возвращении во Францию, которая встречала его как национального героя, Ж. Б. Шарко начал подготовку ко второй экспедиции в Антарктику. На той же самой верфи в Сен-Мало, где был построен «Франсе», он заказал судно более крупных размеров. Этот трехмачтовый барк, названный «Пуркуа Па?» («Почему бы нет?), был спущен на воду l8 июля 1908 года. Длина судна была 42,5 метра, а ширина — 9,5 метра. Специально усиленный ледовый пояс, могучий форштевень и более мощная паровая машина должны были увеличить безопасность плавания судна в сложных условиях Антарктики.

В конце 1908 года «Пуркуа Па?» появилась у берегов Антарктиды. Вторая экспедиция продолжила

изучение того же района Антарктики, что и первая. Были исследованы участки западного побережья Земли Грейама и Земля Александра I, продолжались океанографические и метеорологические работы.

Открытый экспедицией пролив между Землей Грейама и Землей Александра 1 был назван именем русского ученого-океанографа Ю. М. Шокальского, с которым Шарко связывали дружеские отношения. В честь отца руководителя экспедиции — известного врача-невропатолога Жана Мартена Шарко — был назван остров Шарко, открытый экспедицией.

В середине 1910 года «Пуркуа Па?» с триумфом вернулся во Францию.

В 1911 году Ж. Б. Шарко передал свое судно Высшей практической школе, где «Пуркуа Па?» был превращен в плавучую лабораторию. Сам Шарко был назначен директором этой школы. В 1912—1913 годах Управление торгового флота стало использовать «Пуркуа Па?» в качестве учебного судна. В его ежегодных исследовательских плаваниях участвовало 15 курсантов.

Во время первой мировой войны судно использовалось как стационарная база училища вахтенных начальников в Лорьяне. После войны «Пуркуа Па?» был передан Министерству народного просвещения и совершал научно-исследовательские плавания в Атлантике.

В 1925 году Шарко на своем судне участвовал в поисках Руаля Амундсена, который вместе с Рисер Ларсеном пытался на гидросамолете достичь Северного полюса. Принимал участие барк и в поисках Амундсена в 1928 году, когда великий полярный исследователь на самолете «Латам» вылетел на помощь терпящей бедствие итальянской экспедиции Нобиле, чей дирижабль «Италия» потерпел аварию в Арктике. Но поиски самолета Амундсена не принесли результатов.

Le Пуркуа па

В 1931—1933 годах плавания «Пуркуа Па?» проходили по программе второго Международного полярного года в водах Гренландии, и потом это судно продолжало плавать в гренландских водах.

В 1936 году, во время возвращения из очередной экспедиции, на «Пуркуа Па?» вышел из строя котел паровой машины, и барк вынужден был зайти в Рейкьявик. Сразу же после выхода из ремонта он попал в жесточайший шторм, хотя днем метеосводка обещала погоду и спокойное море. Плохо отремонтированная машина не смогла противостоять ураганному ветру, а паруса были разорваны одним из шквалов. Утром 16 сентября «Пуркуа Па?» был выброшен на скалы у берегов Исландии. Получив многочисленные пробоины, судно затонуло. Из всего экипажа удалось спастись только одному рулевому. В возрасте 69 лет погиб вместе со своим судном и прославленный полярный исследователь Жан Батист Шарко.

Оба судна Шарко можно видеть на марках Французской антарктической территории.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *