Крейсер «Варяг»

"Варяг"

Начало русско-японской войне положила история, произошедшая с героическим крейсером «Варяг», команда которого предпочла пленению неравный бой и гибель корабля, оттянув на себя основные силы противника. Этот героический поступок команды, передается из поколения в поколение в строчках известной песни. Но настоящая правда о событиях, произошедших на крейсере, не менее интересна.

Строительство корабля

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг», был построен по заказу Адмиралтейства на верфи Филадельфии, и под звуки духового оркестра и восторженные крики его экипажа в 565 человек, торжественно спущен на воду 31 октября 1899 года. Бутылка шампанского, как и полагается по старинной морской традиции, была разбита о борт крейсера – рождение легенды состоялось.

Практически сразу были обнаружены конструктивные недочеты, допущенные во время строительства: в пути взорвался один из котлов. Неполадки будут сопровождать крейсер и далее, на протяжении всей истории его существования. Но, несмотря на это, судно отправилось в нейтральный порт приписки Чемульпо (Южная Корея), где находилось в распоряжении правительства России в Корее.

Начиная с 1903 года, Россия и Япония вели постоянные переговоры о статусе Маньчжурии и Кореи. Япония претендовала на территорию Кореи, Россия препятствовала этим требованиям.

В порту, помимо крейсера «Варяг», были приписаны суда из Британии, Италии, Японии, Франции и Америки. Утром 27 января 1904 года японский адмирал Урио Сотокити направляет ультиматум Рудневу (капитану крейсера), в котором говорилось, что поскольку Россия и Япония находятся в состоянии войны, крейсеру надлежит покинуть порт Чемульпо до 12.00 9 февраля 1904 года.

В противном случае, адмирал с превосходящими силами будет вынужден атаковать и захватить крейсер.

Нота протеста

Некоторые историки склоняются к тому, что капитан должен был выполнить требования японского адмирала, пересечь нейтральные воды и держать курс к российским берегам. Технические характеристики корабля, даже, несмотря на неисправность двигателей, позволяли крейсеру, имеющему более высокую скорость хода, беспрепятственно покинуть порт.

Руднев понимал, что броня корабля и огневая мощь уступают превосходящим силам японского флота. На совещании капитанов морских судов Англии, Франции, Италии и России, проходившем на английском крейсере «Талбот», было решено направить ноту протеста Урио Сотокити. Руднев решил с боем продвигаться в нейтральные воды, командиры иностранных судов отказались от сопровождения «Варяга», сославшись на нейтралитет.

9 февраля в 11.00 крейсер вышел из гавани Чемульпо, и открыл огонь по врагу. Артиллерийские расчеты крейсера значились в списках лучших, среди кораблей военно-морского флота России. И хотя в бою затонули три японских крейсера и эсминец, силы были слишком неравными. Большая часть орудий крейсера вышла из строя, вода начала заливать крейсер.Крейсер Варяг

Верхняя палуба была вся усыпана трупами убитых матросов, часть шлюпок была повреждена шрапнелью, часть попросту сгорела.

Машинное отделение было разбито, управление крейсером стало невозможным, и корабль вернулся в гавань. По окончании краткого совещания с офицерами команды, капитан принял решение затопить крейсер, но не сдаться врагу.

Были открыты кингстоны, и корабль был затоплен в порту Чемульпо.

Историки считают, что Руднев первоначально недооценил ситуацию, что привело к многочисленным потерям среди команды и затоплению крейсера.

Позднее, Японская сторона подняла корабль, сопроводила в Японию, и, после ремонта, целых 11 лет «Варяг» ходил под японским флагом.

Правда теперь он назывался «Соя», хотя, отдавая дань уважения героизму русских моряков, на корме так и осталась надпись «Варяг».

Итоги сражения

Каждый пятый, а в общей сложности 108 человек экипажа, погибли. Находившиеся неподалеку иностранные суда подобрали выживших членов экипажа. Японцы были потрясены стойкостью русских моряков. Все, захваченные члены экипажа крейсера, позднее были освобождены, давая клятву не принимать участие в боевых действиях.

Никто из выживших членов экипажа не считал себя героем, скорее наоборот, они думали, что в России их ждет суд. Но, Николай II, отдавая дань героизму и стойкости русских моряков, устроил в их честь императорский прием и вручил на память каждому именные часы. Капитан корабля и офицерский состав был награжден орденами Андрея Первозванного IV степени.

Один комментарий на тему “Крейсер «Варяг»
  1. История «Варяга» переврана в лучших традициях советской историографии.Японцы не потеряли в том бою ни одного корабля.Шрапнель(снаряд с готовыми поражающими элементами) не используется на флоте.Повреждения «машины» были не значительны,но трубки котлов были загрязнены ещё до боя и «Варяг» не мог развить полного хода.Было разбито рулевое управление.Именно в этом состоит главная причина возвращения в Чемульпо.Если бы «вода заливала крейсер» не было бы необходимости открывать кингстоны.И даже это было сделано второпях,на мелководье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *