Кто такие Коми?

Кто такие Коми?

Если житель средней России что-то и слышал о народе коми, то вполуха. Если же произнести слова Сыктывкар и Воркута, ассоциативный ряд резко расширится: в воображении побегут упряжки оленей, побредут унылые цепочки арестантов и пр. Пожалуй, единственное, что обычный человек знает о народе коми наверняка – что это какой-то северный народ.

В этих обыденных представлениях есть доля правды, но лишь доля.

Начнем по порядку.

Итак, коми – это народ, говорящий на финно-угорском языке. То есть, в языковом смысле они родственны финнам, карелам, эстонцам. Наиболее близкий по языку народ – удмурты. Вопреки расхожему мнению, коми – европейский народ. И по языковой принадлежности (большая часть финно-угорских народов расселена в Европе), и по антропологическому типу. В плане внешнего облика коми – вполне типичные европейцы. Среди них есть представители сублапаноидного типа – это европеоидный тип с небольшой примесью монголоидности и представители беломорского типа (высокие светловолосые).

Вполне типичную для коми внешность имел известный американский социолог Питирим Сорокин, мать которого была коми-зырянкой. В религиозном отношении коми – православные христиане. Принятие христианства произошло довольно рано, в XIV в. Оно произошло благодаря проповедям святителя Стефана Пермского, который не только крестил коми-зырян, но и придумал для них азбуку.

Народ этот весьма малочислен. На сегодняшний момент во всем мире живет лишь ок. 350 тыс. человек, относящихся к этому народу. В составе Российской Федерации есть Республика Коми – наследница Коми АССР в составе РСФСР. Это регион с красивейшей природой и громадными запасами природных ресурсов. Горы, леса и реки Республики Коми пользуются большой популярностью среди туристов.

Ассоциация коми с оленями имеет под собой основу. Действительно, оленеводство – одно из важных сфер традиционного хозяйства. Однако нужно понимать, что оленеводством занимаются только северные этнографический группы коми, которые переняли навыки этого промысла у соседей – ненцев. В основном же коми – земледельческий народ, который по способам хозяйствования и бытовому укладу почти не отличается от северных русских.

Если взглянуть на какое-нибудь старинное дореволюционное фото коми деревни, то отличить её от русской сможет только специалист-этнограф. Традиционное жилище коми – бревенчатая изба. Традиционная форма крестьянской одежды тоже не сильно отличается от одежды русских крестьян. Более того, можно считать, что северные финно-угорские народы приняли непосредственное участие в формировании русского народа. По данным генетических исследований, группы северных русских по генному «портрету» весьма близки к соседним автохтонным финно-угорским народам. Русские в этот регион начали проникать еще в эпоху средневековья. Чаще всего до территорий расселения коми доходили энергичные новгородские путешественники и торговцы. На протяжении столетий имела место постепенная ассимиляция местного населения пришлыми славянами. Ассимиляционные процессы продолжаются и сейчас.

В итоге собственно коми в Республике Коми составляют всего 23 % населения. Более того, национальный язык стремительно уходит из обихода. Им владеет лишь немногим больше половины представителей этого северного народа. В условиях, когда национальность не фиксируется в паспорте, когда антропологических отличий между русскими и коми практически нет, когда все говорят на русском языке, когда и русские и коми носят однотипные имена и фамилии (православные в своей культурной основе) основы для сохранения этнического своеобразия не остается. Коми растворяются в русской массе. Если бы не политика советского государства, направленная на сохранения национальной специфики регионов, коми к настоящему моменту, скорее всего, растворились бы без остатка.

Кто такие Коми?Еще в эпоху средневековья от народа коми откололся небольшой кусочек. Эта часть мигрировала в восточном направлении. В изоляции развитие этой группы пошло отдельно. Из нее сформировался отдельный народ – коми-пермяки. В советское время у коми-пермяков был свой автономный округ в составе Пермской области. Среди коми-пермяков много людей с волосами цвета выгоревшего на солнце льна и светло-голубыми глазами, при взгляде на которых вспоминается древнерусский фольклорный образ финно-угорских народов: чудь белоглазая.

Во время «парада суверенитетов» в 1992 г. коми округ вышел из состава Пермской области и стал самостоятельным субъектом Российской Федерации. Однако жизнь «на свободе» оказалась не столь привлекательной в практическом смысле. Надо сказать, столица Коми-пермяцкого автономного округа – город Кудымкар – это очень маленький (30 тыс. чел.) и милый провинциальный городок с деревянными тротуарами и почти сельской инфраструктурой. В советские времена, когда жителям возникала необходимость воспользоваться какими-нибудь продвинутыми благами цивилизации (образование, здравоохранение), они смело ехали в областной центр – миллионную Пермь и получали там необходимое.

После обретения «самостоятельности» ситуация изменилась. Например, пермские больницы стали отказывать коми-пермяцким пациентам на том основании, что они жители самостоятельного региона и не имеют права быть участниками региональных пермских программ поддержки. В итоге, промаявшись десять лет, в 2003 году население округа на референдуме высказалось за возвращение в состав Пермской области. В 2005 году это объединение произошло. Коми-пермяцкий автономный округ перестал быть субъектом Российской Федерации, а Пермская область превратилась в Пермский край. Изменение названия с «области» на «край» должно было подчеркнуть высокий статус региона. Хотя, нужно понимать, что в плане территории просто было восстановлены границы Пермской области советских времен.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Владислав

    Мордва это. Уральская языковая семья.

    Ответить
  2. Михаил

    Не-а. Наши предки были среди тех, кто звал на Русь Рюрика. А мордвины – это мордвины.

    Ответить
  3. Светлана

    На верхнем фото-представители землячеств народов,проживающих в РК,или проживавших на момент фотографирования-явно лет 10-15 назад.В центре-болгары,слева и справа-устьцилёмы /русские/,немного украинцев.Где тут коми?

    Ответить
  4. Пётр

    Начав читать понимаешь,что автор полный профан, пишет галиматью

    Ответить
  5. Kinhetus

    “Если житель средней России что-то и слышал о народе коми, то вполуха.”
    Более чем странное утверждение. Второе – этно-языковая путаница: народы есть финские (финны, эстонцы, водь, вепсы, карелы, коми, удмурты, марийцы, мокша, эрзя) и угорские (мадьяры, манси и ханты). Есть и угро-финская языковая группа. Однако нет угро-финских народов. Вместе с тем эту глупость регулярно воспроизводят и в книгах, и в СМИ. Коми – восточно-финский народ.

    Ответить