Кто такие сикхи

Кто такие сикхи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сикхизм появился в Пенджабе на Индийском субконтиненте в конце XV века. Он является религией и философией. Его приверженцы известны как сикхи. Сами сикхи называют свою веру Гурмат или «Путь Гуру». Основателем этой религии считается Гуру Нанаком, живший с 1469 по 1539 годы. Он возглавил других девять Гуру. По мнению сикхов, все Гуру имели единый дух. Когда умер последний десятый Гуру Гобинд Сингха, его дух переселился в священное писание сикхизма под названием «Гуру Грантх Сахиб». Сейчас в мире насчитывается около 25 млн сикхов. Большинство из них проживают в индийском штате Пенджаб.

Как появилось учение сикхов

Рассказы о десяти жизнях Гуру основываются на традиционных рассказах, заимствованных из легенд и преданий. Особенно это касается первых Гуру. Слово «сикх» на пенджаби означает «ученик». Те, кто присоединился к сикхской общине Пантх, были искателями духовного руководства. Сикхи утверждают, что их религия отделена от индуизма.

Это произошло ещё на самой ранней стадии формирования сикхизма. Хотя раньше эта религия принадлежала индуизму. Первый Гуру Нанак воспитывался индусом, принадлежащим к Сант, традиции северной Индии. Это движение принадлежало беднякам и было связано с великим поэтом и мистиком Кабиром. Обездоленные неграмотные бедняки сочиняли прекрасные гимны, таким образом выражали своё почтение богу, которого видели во всём.

Их традиции опирались на вайшнавов бхакти, придерживавшиеся поклонению индуистскому богу Вишну. Но между этими течениями имеются важные различия. Как бхакти, санты верят, что преданность Богу необходима, так как это важно для освобождения от цикла перерождений, чтобы выбраться из ловушки. Санты, в отличие от бхакти, считали, что бог Ниргун не имеет формы, как Сагун. У сантов бог не может воплощаться в конкретные образы. Но на движение сантов оказывали влияние и другие секты, например, натхи, состоящие из группы сект.

Все они утверждали, что произошли от легендарного учителя Горакхнатха. Они продвигали хатха-йогу, считая это средством духовного освобождения. Санты не принимали физические аспекты хатха-йоги, отдавая предпочтение техникам медитации. Они взяли у натхов концепцию о духовном восхождении к высшему блаженству. Но часть учёных склонна считать, что санты подверглись влиянию ислама через Великих Моголов в Индии в XVI веке, но этому почти нет свидетельств. Хотя, возможно, суфизм, исламский мистицизм, всё же повлиял на сантов.

Первый Гуру Нанак

Первый Гуру Нанак принадлежал секте сантов. Он, так же, как и они, видел дух Бога во всём окружающем и внутри себя. Родившись в Пенджабе, Нанак основал своё движение веры сикхов. Он написал много религиозных гимнов, которые собрал воедино пятый Гуру. Нанак совершал паломничества в Индию, посещая разные святые места.

Многое из его жизни было придумано после его смерти. Лишь только маленькая часть найденного материала считается подтверждённой. Первый отчёт о жизни Гуру Нанака был составлен Бхаи Бала в XVI веке, наполнив его чудесами. Но уже в XIX веке эта версия вызывала много вопросов среди сикхских учёных. Позднее появилась более рациональная версия. Её стали называть «Традиция Пуратан». Сейчас эта древняя рукопись хранится в Лондонском музее. Эта версия тоже содержит мистические элементы, но в гораздо меньшем объёме, чем в описании Бала. Пуратан дополнен стихами поэта Бхаи Гурдаса.

В «Традиции Пуратан» написано, что Гуру Нанаком было совершено пять путешествий. Четыре из них соответствовали сторонам света, а пятое было по Пенджабу. Он посетил Восток, а на юге достиг Шри-Ланки. На севере проник вглубь Гималаев. Там он вёл споры с мастерами натхов о бессмертии и практике йоги. На западе Гуру Нанаком побывал в Багдаде Мекке и Медине. После всех путешествий он поселился в маленькой деревушке в Картарпуре на берегу реки Рави. Там он и умер, передав всё своему преемнику, верному ученику.

Кто такие сикхи

Истории путешествий Гуру Нанака

Одна из историй его путешествий относится к Мекке. Когда Нанак вошёл в город, то лёг ногами в сторону михраба, ниши в мечети. Судья Кази был очень возмущён таким поведением и потребовал от нарушителя объяснений.

Тогда Нанак попросил оттащить его ноги от михраба. Кази сделал это и обнаружил, что михраб тоже отодвинулся. Вывод истории был такой, что Бог может быть везде, а не только в определённом направлении.

Другая история о путешествии Гуру Нанака в страну, управляемую женщинами, находящуюся в Восточной Индии.

Его спутник Мардана пошёл попросить немного еды, но женщина превратила его в овцу. Нанак в ответ прилепил горшок к голове женщины, и она была вынуждена вернуть прежний образ Мардане.

Затем женщина ещё несколько раз пыталась заколдовать путешественников, но это ей не удалось.

После этого королева Нур Шах попыталась соблазнить Нанака, но и опять это закончилось неудачей, после чего королева сдалась.

Дух Нанака

Гуру Нанак соревновался с натхами в количестве обращённых в веру. Часто они устраивали между собой дебаты, в которых неизменно побеждал сикх. Он говорил о переселении душ, считая это единственным и достаточным завершением цикла перерождения. Часто он использовал медитацию.

По словам Нанака, Нам, божественное имя, охватывает все творения за пределами тела верующего и внутри него. Бог Акал Пурах принимает слова верующих во время медитации, постепенно открывая средства освобождения. После этого верующий совершает восхождения на новые уровни, достигая покоя и радости. На последнем этапе сикх достигает обители истины и переходит в состояние абсолютного союза с Акал Пурахом.

Сикхи верят, что «голос», которым они произносят слово внутри, принадлежит духу вечного Гуру, духа, поселившегося внутри Нанака, приняв его плоть. После смерти Нанака гуру воплотился в каждом последующем из его преемников, так говорится в священном писании сикхов.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *