Кто такие старообрядцы?

Кто такие старообрядцы?

Начатая в 1653 году реформа церкви, проводимая патриархом Никоном, привела к расколу русского православного населения на две неравные части. Большая часть хоть и не без недовольства вынуждена была реформу принять, поскольку на ее стороне были и официальная церковь, и государство.

Но вот меньшая часть принципиально отказалась от новшеств реформы. И с этого момента официальная церковь стала никонианской, а несогласные стали именоваться старообрядцами или раскольниками. Впрочем, и те, и другие именовали себя истинными православными.

Примерно четверть населения России оказались в расколе и подвергались гонениям не менее жестким, чем европейские еретики со стороны святой инквизиции. Спасаясь как от гонений, так и реформы старообрядцы, бросая все имущество, кроме намоленных икон, устремились на окраины России – Урал, Сибирь, Поморье, казачьи районы. Немалое их количество вообще покинуло Россию, осев в Прибалтике, Швеции, даже исламской Турции.

Гонения на старообрядцев проводились постоянно, пока в них видели не просто врагов церкви, но и врагов государства. В период проведения реформы царь Алексей Михайлович, надеялся с ее помощью облегчить установление единой православной цивилизации с собой во главе, и поэтому преследовал раскольников как врагов этой идеи, а значит, интересов государства.

А позже его сын, император Петр, далекий от идей православной цивилизации, будет преследовать раскольников как врагов его западнических реформ, то есть, опять-таки интересов государства. Вроде причины абсолютно противоположные, но старообрядцы все равно оставались врагами.

У официальной церкви были свои причины считать их врагами, и первоначально иначе как раскольниками и еретиками она их не называла и соответственно относилась. До правления Екатерины II старообрядцев преследовали и государство, и церковь самым жестким образом. Особенно сурово поступали с ними в первое время после реформы, когда еретиков подвергали жестоким пыткам, заключению, требуя признания реформы.

В случае упорства еретика, он мог быть подвергнут и казни через сожжение, как это свершили с духовным вождем старообрядчества протопопом Аввакумом Петровым в 1682 году. Да и нередко сжигались сами со всеми семьями, чтобы не попасть в руки преследователей.

Сам термин «старообрядцы» вошел в широкий оборот гораздо позднее эпохи раскола – только в XIX веке. Сами противники никоновой реформы называли себя «хранителями древлего благочестия», древлеправославными, либо староверами, не одобряя термин «старообрядцы», поскольку полагали, что их различие с никонианами не в обрядах, а именно в вере.

Основные черты старообрядчества действительно присутствовали именно в обрядной части веры. Двуперстие, хождение вокруг алтаря по солнцу, молитвенная часть, старое написание священных текстов, где, например, Иисус пишется с одним «И», сохранение земных поклонов при молитве, отмененных реформой, на церквях сохранялся восьмиконечный крест, замененный реформой на четырехконечный (впрочем, потом в XIX в. РПЦ вернула восьмиконечный крест.), молитвенный возглас «аллилуйя» старообрядцы произносят два раза, а никонианцы – три.

Большинство изменений реформы кто-то счел бы чисто формальными, но для верующих людей они имели глубокое значение. Чего стоили только изменения Символа веры, где при назывании Святого Духа убиралось слово «истинный», или еще более важный момент – у старообрядцев в Символе веры Христос назван рожденным, а не сотворенным, а в никонианском – рожденным, не сотворенным. Ликвидация из текста союза «а» понималось старообрядцами как сомнение в том, Христос не сотворен. Из-за одного этого они были готовы пойти на сожжение. Резко отрицательно воспринимали старообрядцы введение греческих одеяний духовенства.

Надо сказать, что первоначально вожди старообрядчества сами выступали за проведение реформы церкви, в силу того, что в ней в ходе Смуты наступил раздрай, нарушение единства канонов. Но Аввакум и его единомышленники полагали, что основой реформы будут установления древнерусских соборов и учение русских отцов церкви. Никоновская же реформа за образец взяла греческие каноны, причем не времен Византии, а сложившиеся уже под турецким владычеством.

Нельзя забывать, что реформа происходила в период закрепления крепостного права, роста налогового бремени. Недаром XVII век именуется бунташным. Так что старообрядцами двигали не только религиозные мотивы, но и протест против растущего угнетения и вообще оппозиция несправедливой власти. Недаром одним из оплотов раскола стал Соловецкий монастырь, куда обычно ссылали опальное духовенство, а места вокруг также были территорией ссылки.

Старообрядцы отделились от официальной церкви, но не создали какой-то единой своей. Преимуществом никонианцев как раз и было их единство. Единство церкви, единство идеологии, обрядовой части. У старообрядцев, рассеянных по разным концам страны, не могло сложиться единства. Собственно отсутствие единство было в русской церкви и до Никона, что и стало одной из причин реформы.

Кто такие старообрядцы?

После раскола старообрядцы разделились на две основные ветви – поповцев и беспоповцев. Первые имеют священников, как и в официальной церкви, вторые священства не признают и управляются общинным порядком. И каждая из них со временем создала несколько организаций. Так в середине XIX в. на украинских землях Австро-Венгрии поповцами создается структура, наименованная Древлеправославной церковью, а в 1988 названная Русской православной старообрядческой церковью. А беспоповцы чаще всего создавали небольшие, так называемые согласия – общины: Часовенное согласие, Федосеевское согласие.

Такие общины больше напоминали секты, каждая со своими обрядами и порядками. Беспоповцы поначалу были куда строже в своих внутренних порядках, чем поповцы. Например, поскольку брак должен быть освящен священником, а священников у них не было, они стали утверждать в своих рядах безбрачие. Вступавшие в сожительство объявлялись блудниками. По сути, такая община превращалась в монастырь. Но со временем это могло привести только к вымиранию общины, и запрет на брак без священника был отменен.

Изолированное положение, проживание в суровых условиях, создаваемых как преследователями, так и окружающей природой, порождали особый жизненный уклад, которому были присущи трудолюбие, взаимопомощь, бережливость, терпение, аскетизм. Можно вспомнить семью Лыковых, найденную в Южной Сибири научной экспедицией в 1978 году, выживавшую благодаря этим качествам без всякой связи с людьми в полной гармонии с природой.

Многие старообрядческие фамилии выбились в крупнейшие предприниматели России. Морозовы и Рябушинские, Гучковы и Бугровы и еще ряд семей в начале ХХ века имели в своих руках больше половины всего капитала в России. Вообще две трети миллионеров в России периода конца империи происходили из старообрядцев. Да и многие деятели в других сферах, прославившие Россию, вышли из старообрядческих семей. Ломоносов, атаман М. Платов, академик Д.С. Лихачев и многие другие.

Только в 1971 году Собор Русской православной церкви признал обряды старообрядцев равными и праведными наряду с новыми обрядами. Это было важно потому, что устраняло противоречие – иначе получалось, что неправославными выглядят все русские святые до реформы. Однако поскольку староверы вышли из состава РПЦ, то равными православными они не признаются официальной церковью и по сей день. Впрочем, наверное, излишне говорить, что со своей стороны и старообрядцы полагают РПЦ организацией, отошедшей от истинной веры.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий