Кто такие варяги?

Кто такие варяги?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 2,75 из 5)
Загрузка...

Термин «варяги» появляется в тексте русских летописей, которые обозначают варягов как некий народ, пришедший из-за моря и создавший первую правящую княжескую династию.

Сама проблема определения, кто же такие были варяги, возникает только в XVIII веке в период формирования профессиональной исторической науки в России, когда в стенах Петербургской Академии наук начинается изучение древней истории России. При этом важнейшим вопросом становится выяснения факторов возникновения древнерусского государства и роли в этом возникновении варягов. Казалось бы, какая разница, кто такие варяги, а стоит спорить только о том, велика ли была их роль или нет.

Однако, как выяснилось, происхождение самих варягов оказалось не менее важно, чем их роль. В это время Россия только вступала в тесные контакты с западными странами и при этом стремилась входить в Европу как равная цивилизация. Первые ученые Академии наук поголовно были иноземцами, и летописное предание о призвании варягов было для них свидетельством отсталости русского народа, который был не способен создать самостоятельно государственности. Хотя это было не результатом злого умысла с их стороны, а лишь буквальное следование данным летописных источников, это вызвало возмущение одного из первых русских академиков М.В. Ломоносова, который увидел в этом ущемление русских национальных интересов.

Первое столкновение между ними произошло при обсуждении в 1749-1760 гг. диссертации одного из основоположников норманизма Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа Российского», где он доказывал скандинавское происхождение варягов. Ломоносов это отрицал, выдвигая версию западнославянского или балтского их происхождения.

Спор велся как будто на разных языках и с разными целями. Ломоносов озвучивал патриотическую позицию, а Миллер – научную. Ломоносов опирался на вторичные материалы, вроде Киевского Синопсиса, а Миллер – на летописные первоисточники.

Споры возобновились в XIX веке, и одним из ярких событий становится дискуссия между М.П. Погодиным и Н.И. Костомаровым 19 марта 1860 г. Погодин настаивал на варягах, как скандинавском народе, Костомаров утверждал их балтское происхождение. Не одолел никто, поскольку опора шла только на тексты, которые можно было истолковать по-разному. И опять-таки на стороне Костомарова был патриотизм.

Советские историки несколько раз меняли позиции в соответствие с колебаниями линии партии. То в соответствии с принципами интернационализма становились норманистами, а начиная с конца 1920-х гг. резко поменяли взгляды на патриотический антинорманизм. То есть не наука, а идеология влияла на решение вопроса.

Итак, основные позиции соперников в споре: норманисты безусловно полагали, что варяги – это скандинавы, а антинорманисты утверждали, что  варяги – это западные славяне.

Основные аргументы норманистов:

— Князья носят скандинавские имена, во всяком случае, неславянские: Игорь, Олег, Свенельд, Фарлаф, Аскольд, Дир – явно германские имена;

— Варяги пришли из-за моря, Балтийского моря, т.е. из Скандинавии;

— Тактика варягов вполне соответствовала тактике норманнов, разорявших и утверждавшихся в Западной Европе;

— В скандинавских сагах много сказаний о походах на земли восточных славян;

— Имя Рёрик в разных вариация относилось к реальным норманнским вождям;

— Термин «варяг» относилось именно к норманнским воинам, служившим в качестве наёмников в византийском войске, гвардии. Распространённая версия «варангос» готское слово «союзник»;

— Маршрут «из варяг в греки» соответствовал продвижению именно скандинавов вглубь славянских земель;

— Варягами в период уже появления летописания в XI в. точно называли скандинавов, прежде всего шведов, норвежцев – Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, Гаральд Норвежский.

— Характер варяжских погребений соответствовал скандинавскому типу: захоронения в ладьях, сломанные как у норманнов мечи, высокие курганы, в отличие от приземистых славянских;

— В захоронениях множество вещей скандинавского происхождения: фибулы, молоточки Тора, скандинавские мечи, орнамент.

Основные аргументы антинорманистов:

— Прибытие варягов из-за моря не означает прибытие из Скандинавии. Направление условное: в смысле с Запада.

— Похожие имена есть и у западных славян: Рарог, Ререг;

— Имена Олег, Ольга – более поздние даже в Скандинавии – появились после принятия христианства, ибо означает «святой»;

— Рёрик Ютландский по времени не совпадает со временем призвания варягов;

— Саги ничего не рассказывают о пути из варяг в греки, а должны бы, если бы варяги были скандинавами;

— В захоронениях скандинавские предметы вперемешку с разными другими – этот аргумент ничего не значит;

— Только некоторые курганы скандинавского типа, а остальные – славянского;

— Рунических скандинавских надписей крайне мало.

Другими словами, варяги – это западнославянский народ с южного побережья Балтики. Может быть термин связан с названием одного из таких племен – ваграми. Или, на худой конец, балтский, близкий славянам народ.

Кто такие варяги?

Здесь перечислены далеко не все аргументы, но если их сопоставить беспристрастно, то действительно трудно их истолковать однозначно. Материалы захоронений под Смоленском в Гнездове трудно отнести к чисто скандинавским или славянским, потому что ряд предметов действительно североевропейские, а часть – славянские. Например, мечи самых разных типов в то время очень широко распространялись. Гнездовские материалы – дружинные, а княжеская дружина достаточно космополитична по части предметов, которые получены как военная добыча.

Но, безусловно, более существенное значение имеет система варяжских имен, перечисленных в договоре Олега, которая полностью является скандинавской. Несколько имен антинорманистам удается с оговорками притянуть к славянам, да и то, если этого сильно желать, но подавляющее большинство остальных – скандинавские. Варяги XI века, хорошо знакомые летописцу – однозначно скандинавы. Едва ли они вдруг раньше были кем-то иными. Есть и дополнительные факты: в сочинении Лиутпранда, епископа Кремонского записано: «русь, которых мы называем норманнами», а летописец Нестор называл варягов именно русью.

Подводя итог, можно сказать, что аргументы норманистов по вопросу о происхождении варягов явно более убедительны. И на сегодняшний день даже абсолютное большинство антинорманистов отказались от идеи западнославянского происхождения варягов и признали их скандинавское происхождение. Хотя некоторые упорные еще остаются.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
3 комментариев на тему “Кто такие варяги?
  1. Слово «варяги» происходит от трек-болгарского слова «быряки», от имени Норвегии и норвежского побережья «Быряк» («Берег / Быр / заливов / як /» — есть много фьордов), которое иногда относится к Скандинавскому полуострову вообще .
    На русском языке часто булгарское «б» меняется на «в». Например также название реки Болгар > Волга(р).
    Само русское слово «берег» происходит от булгарского «быр».

  2. Пантеон Владимира точно соответствует скандинавскому из Швеции с Перуном (Тором), Велесом (Фреем) и Даждьбогом (Одином). Генетика потомков Рюрика соответсвует генетике населения приморской шведской области Руслаген. Круг замкнулся.

    1. если бы Перун был Одином у Владимира, то он бы и писался как Один. Хотя нурманисты такие выдумщики, что они в свой миф все притянут, а научные данные им пофигу )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *