Культура в конце XIX века

Культура 19 века

Науки и техники в конце XIX — начала XX века

Конец XIX – начало XX века – время важнейших открытий во многих отраслях науки, заложивших основы будущей научно-технической революции середины XX в. Особенно крупные открытия, имевшие громадное теоретическое и практическое значение, были сделаны учеными разных стран в области физики и химии. Большую важность приобрело открытие немецким физиком Генрихом Герцем и русским ученым П. Н. Лебедевым электромагнитных волн и изучение их свойств. Работы другого немецкого ученого — Вильгельма Рентгена — дали возможность широко использовать короткие электромагнитные волны (так называемые лучи Рентгена) для просвечивания непрозрачных тел, применяемого в медицине и технике. Исследования и опыты А. С. Попова позволили использовать электромагнитные волны для создания беспроволочной связи, т.е. положили начало радиотехнике.

Труды голландского физика Г. Лоренца заложили основу электронной теории, а отсюда был прямой шаг к появлению нового представления о строении атома, тем более, что предпосылки для этого были уже заложены в 1869 г. созданием Д. И. Менделеевым периодической системы элементов.

Важным этапом в изучении строения атома, еще недавно считавшегося мельчайшей и неделимой частицей любого элемента, стали работы Антуана Беккереля, Марии Склодовской-Кюри и Пьера Кюри, открывших явление радиоактивности. Английский физик Эрнест Резерфорд разработал теорию строения атома. Созданная им теория, на первый взгляд, противоречила классическим законам механики, сформулированным еще Ньютоном, и для того чтобы объяснить это противоречие, понадобились тщательные исследования немецкого физика Макса Планка, результатом которых было создание квантовой теории. Дальнейшее развитие идей Планка датским физиком Нильсом Бором привело к созданию квантовой механики. Обобщением всех этих важнейших открытий явилась теория относительности, разработанная великим немецким ученым Альбертом Эйнштейном.

Важные открытия были сделаны и в области химии, что способствовало быстрому развитию химической технологии. Открытие метода синтеза органических веществ В. Гриньяром, исследование нефти В. В. Марковниковым, создание основ термохимии М. Бертло, Н. Н. Бекетовым и другими учеными, разработка теории электролиза С. Арениусом и методов физико-химического анализа Н. С. Курнаковым — все это имело громадное теоретическое и практическое значение и послужило толчком развитию многих отраслей промышленности.

Важные технические усовершенствования появились в этот период в металлургии. Предложенный английским инженером Томасом способ устранения вредных примесей— серы и фосфора — при выплавке стали позволил намного ускорить выпуск стали, спрос на которую рос с каждым годом по мере развития различных отраслей тяжелой промышленности. Изыскания русских ученых И. А. Тиме и К. А. 3ворыкина внесли много нового в процесс резания металлов, а исследования русских ученых Н. Н. Бенардоса и Н. Г. Славянова позволили ввести в практику метод электросварки металлов, что было очень важным для развития машиностроения.

Громадный скачок был сделан в области использования электроэнергии. Совершенствование электролампы П. Н. Яблочковым, А. Н. Лодыгиным и Томасом Эдисоном, строительство первых электростанций и передача энергии на расстояние, создание и применение паровых турбин — все это создавало новые возможности для дальнейшего технического прогресса.

Большую роль сыграло появление двигателя внутреннего сгорания, давшее возможность быстрого развития автомобильного транспорта. Зарождался и совсем новый вид средств сообщения — авиация, начавшая в эти годы свой путь с полета первого аэроплана А. Ф. Можайского. Возникла и новая отрасль науки — аэродинамика, обязанная своим происхождением гению Н. Е. Жуковского. И хотя авиация делала тогда еще только первые робкие шаги, другой гениальный русский ученый и провидец К. Э. Циолковский уже разрабатывал новые учения о межпланетных полетах.

Громадное значение имело для человечества быстрое развитие естествознания и медицины. И в этой области знания весомым был вклад русских ученых. Работы К. А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, наряду с открытиями Луи Пастера, Р. Вирхова, Т. Моргана, Р. Коха не только далеко продвинули биологию и медицину, не только способствовали распространению теории Ч. Дарвина и расширению представлений о природе и человеке, но и содействовали победе научных материалистических взглядов в области естествознания, нанося этим удар по религии и подрывая влияние церкви.

Образование в конце XIX — начала XX века

Развитие науки и техники могло бы в эти десятилетия идти еще быстрее, если бы каждый человек имел возможность получать образование и развивать свои природные способности. Однако в условиях капитализма доступ к образованию был повсюду очень ограниченным. Даже в тех странах, где были приняты законы об обязательном обучении, они предусматривали лишь начальные формы образования, дающие минимум знаний.

Принятие таких законов, с одной стороны, вызывалось потребностями все усложняющегося производства, а с другой — было уступкой рабочему классу, активно боровшемуся за доступ к образованию. Как правило, в общедоступных начальных школах большое влияние имела церковь, и значительная часть и без того убогой школьной программы отводилась изучению религиозных догматов.

К концу XIX в. наряду с начальными школами стали создаваться и средние узкопрофессиональные школы для подготовки мелких служащих в различных сферах экономики. Общее среднее и, тем более, высшее образование по-прежнему оставались почти недоступными для подростков и юношей из среды рабочих и крестьян, так как обучение в колледжах и университетах требовало не только больших средств, но и такой подготовки, которой не давала обычная начальная школа. Еще менее доступным было высшее образование для девушек даже из богатых семей; в ряде стран запрещалось принимать их в высшие учебные заведения.

Главной целью обучения детей трудящихся в начальных школах было не столько сообщение им каких-то элементарных знаний, сколько воспитание законопослушных граждан, поддерживающих существующий режим, и дисциплинированных солдат для армий колонизаторов.

Поэтому в школах широко пропагандировались самые реакционные взгляды — о превосходстве людей белой расы над народами Африки, Азии, Латинской Америки, чтобы оправдать агрессивную политику, проводимую в отношении этих стран правящей верхушкой крупных держав. В США школы были пропитаны расистским духом и детей воспитывали в презрении и ненависти к неграм, а в Германии проповедовали идею превосходства немцев над другими народами белой расы.

Возвышение новых культурных тенденций

Школа была первым, по не единственным средством насаждения господствующей буржуазной идеологии. Этой же цели должны были служить философия, история, литература, искусство. Они должны были и доказать незыблемость капиталистического строя, и убедить трудящихся в ненужности борьбы за свои права, и обосновать «правомерность» как захватнических войн против народов отсталых стран, так и притязаний правящих кругов той или иной страны на мировое господство.

Достижения науки и техники

Именно этим целям служила, например, философская теория Фридриха Ницше, пытавшегося обосновать «право» определенных кругов общества и даже отдельных наций, которых он причислял к разряду «высших», угнетать и даже истреблять тех, кто, по его мнению, принадлежал к классу или нации рабов. Не случайно эти антинаучные и архиреакционные, человеконенавистнические идеи пришлись позднее так по душе немецким фашистам.

В творчестве известного английского поэта и писателя Редьярда Киплинга нашел яркое отражение тот кризис буржуазной культуры, который стал проявляться в период перехода капитализма к стадии империализма. Тонкий и наблюдательный художник, каким он предстает в своих лучших произведениях, таких как «Маугли», «Рики-Тики-Тави» и др., Киплинг превращается в певца империалистической агрессии, когда он касается проблем расширения Британской колониальной империи.

Кризис буржуазной культуры проявлялся и в отходе многих представителей искусства и литературы от принципов реализма, проповеди ими принципа «чистого искусства», не связанного не только с классами, но и с реальной действительностью. Последователи подобных взглядов — декаденты (от франц. decadence — упадок) утверждали, что искусство должно быть надклассовым и далеким от политики. Однако наиболее талантливые представители этого направления, например, английский писатель Оскар Уайльд, нередко сами отходили от проповедуемых принципов, так как чуткость и ум художника, видевшего реальные беды мира, приходили в противоречие с этими принципами и вызывали сочувствие к угнетенным и обездоленным.

Противоречивым было и развитие изобразительного искусства. Стремление порвать с прежней «салонной» живописью толкало многих художников к реализму в искусстве, но на этом пути им нередко мешало стремление выдвинуть на первый план эффекты света и воздуха, мимолетное впечатление — impression, что и дало этому течению название импрессионизма. Импрессионисты, особенно французские — Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар и другие — создали множество прекрасных произведений — пейзажей, жанровых сцен, натюрмортов, портретов.

Нередко они правдиво и с большим сочувствием изображали людей труда, чего никогда не делали «салонные» художники, но постепенно сами импрессионисты стали все большее значение придавать не тому, что они изображают, а тому, как они это делают, отходя от реалистического изображения действительности.

Литература в конце XIX — начала XX века

В литературе конца XIX — начала XX в. реалистические тенденции были весьма устойчивыми. Это время оставило нам множество блестящих произведений критического реализма. Такие корифеи западной литературы, как Эмиль 3оля, Гидеопассан, Анатоль Франс, Ромен Ролла и (Франция),Томас Гарди, Джон Голсуорси, Бернард Шоу (Англия), Генрих Манн (Германия), Марк Твен, Теодор Драйзер, Эптон Синклер, Джек Лондон (США), Рабиндранат Тагор (Индия), Лу Синь (Китай) бесстрашно вскрывали и резко бичевали пороки капиталистического общества.

В некоторых произведениях этих писателей активным действующим лицом впервые становится пролетариат, противопоставляемый аморальной, разлагающейся буржуазии. В творчестве этих писателей находят выражение усилившиеся среди интеллигенции демократические настроения, а подчас высказываются и взгляды, близкие к социалистическим.

Культура начала 20 века

Наиболее отчетливо эти взгляды отразились в первых произведениях зарождающегося пролетарского искусства, особенно в творчестве Мартина Андерсена-Нексе (Дания) и Максима Горького.

Не случайно, что именно Россия, куда с конца XIX в. переместился центр революционного движения, дала миру наивысшие образцы реалистического искусства и оказала громадное влияние на передовую культуру Запада.

Лучшие представители русской творческой интеллигенции были тесно связаны с народом и не только правдиво отображали его жизнь, но и защищали в своих произведениях его интересы. Именно поэтому и реалистическая живопись художников-передвижников И. Е. Репина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, В. И. Сурикова, глубоко народная в своей основе музыка М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, романы и повести Л. Н. Толстого, острая сатира М. Е. Салтыкова- Щедрина, повести П. Г. Короленко, рассказы и пьесы А. П. Чехова были близки и понятны не только русской интеллигенции, но и русскому народу, и имели большое влияние за пределами России.

Русская интеллигенция оказалась на передовых рубежах не только искусства, но и науки. Открытия и труды Д. И. Менделеева, И. И. Мечникова, И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Г. Жуковского и многих других русских ученых явились неоценимым вкладом в мировую науку.

Но особенно значительным и глубоким было влияние трудов В. И. Ленина. Теоретические выводы В. И. Ленина, разработавшего теорию марксизма применительно к новым историческим условиям, стали и остаются до сих пор могучим оружием для угнетенных всего капиталистического мира не только в области общественного устройства, но и в области культуры.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий