Лодки прибрежного действия: UB I и UC I

лодки UC 1
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В октябре 1914 года немецким морским командованием выдано задание на проектирование 2-х типов малых лодок прибрежного действия: UB I и UC I. В ноябре последовал заказ на 17 лодок первого типа и 15 лодок второго типа. Лодки получились весьма своеобразные: «нос выглядел как неуклюжая тупая оконечность, при переходе её в цилиндрическую форму напоминал собою носовую часть цеппелина».

Решающим фактором для выбора именно такой формы послужил сравнительно небольшой объём для размещения минных шахт и уменьшение длины корпуса для возможности транспортировки лодки по железной дороге. В носовой части шесть минных шахт, каждая на две мины. Мины переделывались из гальваноударных мин надводного флота. Мины переделывались не капитально, к якорю мины крепили шарниры, предохраняющие колпаки, при скольжении в шахте при выпадении мины они проворачивались в своих шарнирах. При своих «накладках» лодки пользовались большой популярностью. Они получили много «ласковых» прозвищ от моряков — «Железный головастик», «Швейная машинка Кайзера» и так далее.

Лодки UB I в 127 тонн водоизмещения имели 2 носовых 450 мм торпедных аппарата. Считали, что лодка без торпедных аппаратов легче будет осваиваться личным составом. Экипаж -14 человек, из них один офицер. Его не нужно учить торпедной стрельбе, и это позволит быстрее набирать командиров. К тому же последняя предвоенная немецкая лодка «мобилизационного образца» обходилась казне в 3. 465. 000 марок, а «головастик»- всего в 712. 000. Правда, больше такой эксперимент не повторяли, и без торпед субмарины — минные заградители не строили.

Стремясь к предельной минимизации, спроектировали упрощенную систему минной постановки. Перед боевой рубкой 6 минных шахт диаметром 100 см. Шахты наклонены под углом 24 градуса (пропорциональность наклона к корпусу определяли путем длительных опытов в водном бассейне) и, когда открыты нижние крышки шахт и отданы стопора, струи воды толкают мины вниз, облегчая минную постановку. Такая простая система позволяла выставлять мины очень быстро, но таила в себе очень большую опасность. Лодка могла качнуться на волне, попасть в слой воды другой солености, мины могли удариться друг о друга и так далее. Все это грозило взрывом под килем субмарины. Сами немцы считают, что в ходе войны от этих причин, то есть от подрыва на своих минах погибли следующие минные заградители: UC 2 (2.7.1915), UC 12(16.3.1916), UC 32 (23.2 1917), UC 41 (21.8.1917), JC 42 (10.9. 1917), UC 44 (4.8.1917), UC 76 (10.5.1917), причем все, кроме последней — в ходе выполнения боевых задач (на UC 76 взорвались мины при погрузке в базе).

Конечно, это не исчерпывающий список, некоторые лодки, считающиеся до сих пор пропавшими без вести, погибли именно по этой причине. Причем UC 44 подорвалась на мине другой немецкой лодки в результате английской военной хитрости.

Англичане считают погибшей таким образом и UC 9, a UC 2, по их мнению попала под случайный таран английского парохода, такие разногласия даже через более, чем через полвека неизбежны.

Испытания системы постановки мин из торпедных аппаратов

Уже в том же, 1915 году, когда стали действовать минные заградители, провели испытания системы постановки мин из торпедных аппаратов. В январе 1916 года U 44 поставила таким способом минное поле у устья Темзы. Потом у Блайта и в устье реки Тайз. Все же считалось нецелесообразным отвлекать для минных постановок большую лодку и так ограниченно использовались только U 43-и U 44, применяя мины Р. Такие же мины могли использовать лодки типов U и UB. Зная недостатки применяемого способа постановки мин из шахт, немцы не отказались от него из-за простоты. Более того, во время Второй Мировой войны они использовали ту же схему на лодках — минных заградителях типов VII D и X D, но подрывов на своих минах официально больше не зафиксировано.

UC 1-15

UC 1-15 вступали в строй в апреле — июле 1915 года. Вероятно, в порядке эксперимента на лодке UB 12 не стали монтировать торпедные аппараты, а поставили шахты на 8 мин, а в 1916 году на лодке UC 11 8 установили один торпедный аппарат. Все эти лодки погибли в ходе военных действий.

Не ожидая вступления в строй лодок UC I, в январе 1915 года германское морское командование заказало серии: из 10 больших минных заградителей UEI (U 71- U 80-проект 38). При первых постановках мин с лодок типа UC выяснилось, что эти корабли, имея малое водоизмещение, слабы для постановок мин в открытом море. Для минирования путей в Атлантическом океане необходимо было создать новый минный заградитель с сухой системой постановки мин. Срок нахождения в море этого минного заградителя намного превышал срочные выходы лодок проекта 38. (Срок этой лодки рассчитывался на 6 суток). Весьма чувствительны оказались мины к морской воде. На этих лодках пошли совсем своим путем.

Решили, что мины будут сбрасывать с кормы (в качестве основы взяли торпедный отсек лодки типа 19). На них применена принципиально новая, безопасная система постановки мин. В корме побортно установлены две большие стомиллимитровые минные трубы. Труба закрывалась снаружи клинкетом, изнутри — крышкой. Мины хранятся внутри лодки. При постановке открывали крышку, помещали в трубу три мины, потом закрывали ее изнутри и открывали клинкет.

Мины сбрасывали, потом, откачав воду, операцию повторяли. Конечно, такая процедура затрудняла массовое применение мин в одном месте, такая конструкция очень затрудняла и управление кораблем. Конструкторам пришлось искать компромисс, не имея точных данных о применяемом типе мины и двигателе, используемом для надводного хода. Причем пришлось устанавливать три специальных электромотора: один для открывания люка, другой — для продвижения мин и третий — для заполнения «промежуточной цистерны». Процесс минной постановки получался довольно простым: мины сухие лежат на своих местах, затем вода перекачивается насосом в шлюз и он сообщается с забортным пространством, выталкиваются три или шесть мин, вода автоматом принимается в промежуточную цистерну. Затем при необходимости процедура повторяется любое число раз.

Лодки получились неудачные, тихоходные, трудно управляемые, с часто выходящими из строя различными механизмами. Они получили красочное прозвище «дети горя». Зато мины оставались сухими внутри лодки до момента постановки — это принципиальное положение, так как оказалось, что мины, захлестываемые волнами на открытой палубе, очень быстро выходят из строя — просто ржавеют. В 1915 году даже пришлось пойти на изготовление мин из нержавеющей стали. Именно для подводных минных заградителей, чтобы сохранить боевую устойчивость заграждений в течение нескольких недель

Лишь по 6 мин за раз

Надо отметить, что при постановке заграждений через минные трубы работа шла гораздо медленнее, чем через шахты — лишь по 6 мин за раз, и плотное, компактное минное заграждение поставить в таких условиях было очень трудно, зато банками или цепочкой -достаточно просто и безопасно. Мины осматривались членами экипажа, в них вставлялись запальные стаканы и могла регулироваться длина минрепа, то есть при постановке определяли конкретные условия места. Это принципиальное отличие, так как на лодках UC снаряженные мины закладывались в шахты и, грубо, говоря успех минной постановки зависел от того, совпала ли установленная на базе длинна минрепа с конкретной глубиной места постановки или нет.

То есть или мины всплывут на поверхность, или наоборот уйдут так глубоко, что станут неопасными. Лодки UC имели автономность 6 суток. Даже если какая-то постановка оказалась неудачной, её компенсировали числом походов и количеством поставленных мин в ближней прибрежной зоне. Лодки типа UE I предназначались для дальних походов и очень накладно было, пройдя сотни миль, поставить 40 мин типа UE.150 бесполезно. Строили большие минные заградители в Гамбурге и Данциге, вступили они в строй в октябре 1915-июне 1916 годов. Весной 1915 года опытное минно-сбрасывающее устройство установлено на паром. Абсолютно новая конструкция действовала нормально, переделок не потребовала. Потом на этом пароме тренировались те, кто определялся служить на большие заградители. Первые лодки планировали построить за 6 месяцев, но фактически полуторакорпусные лодки собирали 9 и 11 месяцев. В корпус пришлось поместить 50 тонн мертвого балласта.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *