Марк Шагал — биография, картины

Шагал
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Краткая биография

Имя: Марк Шагал
Годы жизни: 7 июля 1887 года - 28 марта 1985 года
Государство: Франция
Сфера деятельности: Искусство
Величайшее достижение: стал довольно уникальным явлением в истории высокого модернистского искусства

Марк Шагал — французский художник белорусско-еврейского происхождения, чьи работы обычно основывались на национальном еврейском самоощущении, а не на традиционных основах изобразительного искусства.

Биография

Марк Шагал родился в небольшой хасидской общине, на окраине Витебска, Беларусь, 7 июля 1887 года. Его отец был торговцем рыбой, а мать управляла небольшим магазином в деревне. В детстве он получил традиционное еврейское образование обучаясь дома, где изучил иврит и Библию, а затем учился в первом Витебском четырёхклассном училище. В это же время изучал основы рисования и впитал в себя мир вокруг него, храня образы и темы, которые будут в основном отражены в большей части его более поздних работ. В 19 лет юноша поступил в частную еврейскую художественную школу и начал свое формальное образование в области живописи, кратко обучаясь у художника Юделя Пэна.

Однако он покинул школу через несколько месяцев и переехал в Петербург в 1907 году, чтобы учиться в «Школе Общества поощрения художеств». На следующий год молодое дарование поступает в частную художественную школу Званцевой У.Н., где обучается у знаменитого сценографа Леона Бакста, чьи работы представлены в «Русских балетах» Сергея Дягилева.

Несмотря на формальное наставление и широкую популярность реализма в России, на тот момент, начинающий художник уже определил свой личный стиль, он сильно отличался сказочной нереальностью и образами, которые были близки его сердцу. Некоторыми примерами этого периода являются его «Окно. Витебск» (1908) и «Моя невеста в черных перчатках» (1909), на картинах изображена Белла Розенфельд, с которой он был обручен.

Несмотря на его роман с Беллой, в 1911 году стипендия от члена российского парламента и мецената Максима Винавера, позволила Шагалу переехать во Францию. Поселившись ненадолго в районе на юге Парижа Монпарнас, Марк переехал дальше в колонию художников, известную как «Улей», где он начал работать с такими известными художниками, как Амедео Модильяни и Фернан Леже, а также познакомился с поэтами — авангардистами Г. Аполлинер, с супругами Делоне. Под влиянием дико популярного фовизма и кубизма Шагал все больше, в своем стиле, отказывался от реализма. «Я и деревня» (1911) и «Посвящение Аполлинеру» (1912) относятся к числу его ранних парижских произведений, которые считаются наиболее успешным и представительным периодом.

В Париже он впервые начал использовать имя Марк. Хотя работы стилистически отличались от его кубистических современников, с 1912 по 1914 год художник выставил несколько картин на ежегодной выставке Салон независимых художников, где работы таких художников, как Хуан Грис, Марсель Дюшан и Робер Делоне, вызвали ажиотаж в парижском мире искусства. В начале 1913года  организована первая выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой». Популярность Шагала вырывается за пределы «Улия». В мае 1914 года он едет в Берлин, чтобы помочь организовать свою персональную выставку в галерее «Der Sturm». Возвращаясь летом этого же года в Витебск он и не догадывается о грядущих судьбоносных событиях.

Война и мир

В августе 1914 года первая мировая война расстроила планы Марка вернуться в Париж. Однако, это не помешало творческим планам, и была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений. Яркими представителями этих работ являются эпический монументальный типажный портрет «Зеленый еврей» (1914) и символичная картина «Над городом» (1914-1918). На его картинах, этого периода, также время от времени появлялись изображения влияния войны на регион, как, например, «Раненый солдат» (1914). Несмотря на жизненные трудности и войну, для Шагала это был период гармонии и счастья. В июле 1915 года он женится на любимой Белле. А 1916 год ознаменован радостным событием — рождением обожаемой дочери Иды, которая во взрослой жизни станет биографом и будет изучать творчество всемирно известного отца. Эти события повлияли на появление картин «День рождения» (1915), «Белла и Ида у окна» (1917) и дают представление об острове домашнего счастья Шагала среди всемирного хаоса.

Чтобы избежать военной службы и остаться с семьей, Марк в сентябре 1915 года уезжает в Петроград и поступает на службу в Военно-промышленный комитет. Там он начинает работать над автобиографией и погружается в местную художественную жизнь, подружившись с писателем Борисом Пастернаком, среди прочих. Он также выставлял свои работы в городе и вскоре получил значительное признание. После русской революции 1917 года его назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии и он занимается продвижением различных проектов, например открывает Витебское художественное училище. Несмотря на эти усилия различия между ним и его коллегами побуждают Шагала оставить свою должность в 1920 году и переехать в Москву с семьей.

Там его ждет новая работа и он создает декорации и костюмы для различных постановок в Московском Еврейском камерном театре, под руководством Алексея Грановского, где он также нарисовал серию фресок «Введение в еврейский театр». Однако к 1922 году он осознает, что его искусство перестало пользоваться популярностью, и в поисках новых горизонтов он навсегда покидает Россию.

После недолгого пребывания в Берлине, где он безуспешно пытался восстановить работы, выставленные в Der Sturm до войны, художник переехал со своей семьей в Париж в сентябре 1923 года. Вскоре после их приезда, французский меценат, предприниматель и издатель Амбруаз Воллар, заказывает Марку иллюстрации к роману Николая Гоголя «Мертвые души». С 1923 по 1925 года художник изготавливает с помощью гравировки 107 досок, используя сложнейшую технику офорта.

Два года спустя Шагал начал работу над иллюстрированным изданием «Басней» Жана де Лафонтена, а на протяжении 1930-1940 годов он создает офорты для иллюстрированного издания Ветхого Завета, для чего он посещает Палестину с целью проведения исследований.

Работа Шагала в этот период принесла ему новый успех и позволила путешествовать по Европе. Марк также опубликовал свою документальную автобиографию «Моя жизнь», а в 1933 году организовал ретроспективу в Кунстхалле, Базеле (Швейцария). Популярность Марка Шагала распространяется и как угроза, фашизму и нацизму. Во время культурной «чистки», предпринятой нацистами в Германии, работы Шагала были удалены из музеев. Несколько произведений были впоследствии сожжены, а другие были представлены на выставке «Дегенеративного искусства», состоявшейся в 1937 году в Мюнхене. Тревога Шагала по поводу этих тревожных событий и преследования евреев в целом отразилась на картине 1938 года «Белое распятие».

Личная трагедия

Когда началась Вторая мировая война Шагал и его семья меняют место жительства на регион Луары, а во время вторжения немцами во Францию, в Марсель. Они нашли более надежное убежище благодаря тому, что в 1941 году директор Музея современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке добавил имя Марка Шагала в список художников и интеллектуалов, которые наиболее рискуют подвергнуться гонением нацистами евреев. Прибыв в Нью-Йорк в июне 1941 года, художник обнаружил, что он уже был там известным художником и, несмотря на языковой барьер, вскоре стал частью изгнанного европейского сообщества художников. В следующем году он принимает предложение хореографа Леонида Мясина по созданию декораций и костюмов для балета « Алеко» по пьесе Александра Пушкина «Цыгане» и под музыку Петра Ильича Чайковского.

Шагал

Но даже когда он поселился в безопасности своего временного дома, мысли Шагала часто были поглощены судьбой, постигшей евреев Европы и разрушением России, о чем свидетельствуют такие картины, как «Желтое распятие» (1943) и «Жонглер» (1943). В сентябре 1944 года, в семье Шагала происходит личная трагедия, умирает от сепсиса его любимая жена Белла, оставив художника недееспособным от горя. Его печаль из-за потери жены будет преследовать Шагала долгие годы, что наиболее ярко отражено в картинах «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Работая изо всех сил, в 1945 году Шагал начал сценографию и костюмы для постановки балета Игоря Стравинского «Жар-птица».

Перемены в личной жизни художника произошли, когда ему было 58 лет, и он познакомился с молодой английской художницей Вирджинией Макнилл-Хаггард, в 1946 году она родила сына Дэвида. Спустя семь лет изгнания, в 1948 году он возвращается с семьей во Францию. Их прибытие совпало с публикацией иллюстрированного издания Шагала «Мертвые души», которое было прервано началом войны.

В 1950 году Марк Шагал и его семья переехали на юг в Сен-Поль-де-Ванс, на Французской Ривьере. Вирджиния уходит от Марка и забирает с собой сына. Но в 1952 году Шагал знакомится с «Вавой» — Валентина Бродская и вскоре женится на ней.

В 1960 году Марк Шагал становится лауреатом премии Эразма. Признанный как художник, Шагал начал развиваться, он работал в скульптуре и керамике, овладел витражным искусством. Среди основных моментов этого периода его витражи для синагоги в Медицинском центре Еврейского университета Хадасса в Иерусалиме, Собор Сент-Этьен в Меце, здание ООН в г. Нью-Йорк, Храм Всех святых в Майнце, Германия, плафон для парижской Гранд Оперы, и два панно для нью-йоркской «Метрополитен-опера».

В 1977 году Марк Шагал вручена высшая награда Франции — Большой крест Почетного легиона. В том же году его работы представлены на ретроспективной выставке в Лувре.

Марк Шагал, великий и всемирно известный художник, умер 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, его возраст составлял 97 лет, оставив после себя обширную коллекцию работ и богатое наследие как культового еврейского художника, пионера модернизма.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *