Махатма Ганди

Махатма Ганди

Основные факты

Мохандас Карамчанд Ганди был выдающимся пацифистским деятелем и влиятельным политическим лидером, сыгравшим основную роль в борьбе Индии за независимость. Ганди также был известен под именами Махатма (прекрасная душа), Бапуджи (привязанность к отцу Гуджарат) и Отец нации, но наиболее известен он под именем Махатма Ганди. Его день рождения в Индии отмечается каждый год и является государственным праздником Ганди Джаянти, также этот день считается днем свободы от насилия.

Махатма Ганди поспособствовал освобождению Индии от британских захватчиков. Своим необычным, но в то же время сильным политическим инструментом Сатьяграха, он вдохновил многих других политиков, включая Нельсона Манделу,  Мартина Лютера Кинга, Аун Сан Су Чжи. Помимо освобождения Индии от британских захватчиков, Ганди также вел праведную жизнь, за что его часто почитают. Его ранние годы были самыми обычными, и это превратило его в выдающегося человека. Именно по этой причине у Ганди были миллионы последователей – он на своем примере показал, что при желании любой, даже самый бедный человек может стать великим.

Детство

Ганди родился в роскошном городе Порбандар, расположенном в современном округе Гуджарат. Он появился на свет в семье купцов хинди Карамчанда Ганди, Дивана Порбандара, и его четвертой жены Путлибай. Мать Ганди была родом из богатой семьи Пранами Вайшнава. В детстве Ганди был непослушным и озорным ребенком. Его сестра Ралиат рассказывала, что любимым занятием Мохандас было выкручивание ушей у собак. В то же время Ганди познакомился и сдружился с Шейком Мехтаб, которого ему представил его старший брат. Ганди начал есть мясо, хотя все члены его семьи придерживались вегетарианства.

Также известно, что Ганди вместе со своим другом посещал публичный дом, но быстро оставил эту затею. Кроме этого, Ганди начал курить, переняв эту привычку у своего дяди, с которым проводил много времени. Через некоторое время после докуривания окурков, выброшенных его дядей, Ганди стал воровать медные монеты у прислуги и покупать на них индийские сигареты. Когда он не мог больше воровать, он решил покончить жить самоубийством: настолько сильна была его никотиновая зависимость. В 15 лет, после того, как Ганди украл немного золота с браслета своего друга Шейка, он признался в своих согрешениях отцу и поклялся никогда в жизни не повторять подобных ошибок.

Ранние годы

В молодости Ганди увлекся историями Шравана и Харишчандра, отражающих необходимость правды. Из этих историй и своего опыта он осознал, что правда и любовь – это одни из главных ценностей в жизни. В 13 лет Мохандас женился на Кастурбе Маханджи, но позже заявил, что этот брак являлся для него незначительным, и что он был для него только поводом одеть новый костюм. Но со временем его чувства к ней обрели похотливый характер, о чем он в дальнейшем сильно сожалел. Ганди также признался, что больше не мог концентрироваться на учебе из-за своих постоянных мыслях о новой молодой жене.

Образование

После переезда семьи Ганди в Раджкот, девятилетнего Ганди приняли в местную школу, где он изучал азы арифметики, истории, географии и языка. В 11 лет он начал посещать среднюю школу в Раджкоте. Он потерял один год обучения в средней школе из-за свадьбы, но в итоге продолжил учиться и закончил школу.

Позже он бросил обучение в колледже Самалдас в городе Бхавнагар после поступления туда в 1888 году. После этого друг семьи Ганди Мавджи Дейв Джошиджи посоветовал Ганди изучать право в Лондоне. Окрыленный идеей, Ганди сумел в итоге убедить жену и мать, поклявшись им воздержаться от употребления мяса и занятия любовью в Лондоне. Поддерживаемый братом, Ганди уехал в Лондон и начал посещать Иннер Темпл и заниматься изучением права. В Лондоне Ганди примкнул к вегетарианскому сообществу и вскоре был представлен Бхагавату Джите своими новыми друзьями. Учение Бхагавата Джити оказала огромное влияние на дальнейшую жизнь Ганди. Достигнув достаточно высокой квалификации и усовершенствовав свое правовое искусство, Ганди вернулся в Индию.

Ганди в Южной Африке

После возвращения в Индию Ганди долгое время не мог найти работу юристом. В 1893 году Дада Абдуллах, купец, имевший бизнес в Южной Африке, предложил ему работу в юридической компании его кузена в Южной Африке. Ганди с удовольствием принял предложение и отправился в Южную Африку, которая стала поворотной точкой в его политической карьере.

Махатма Ганди

В Южной Африке его встретила расовая дискриминация по отношению к индийцам и чернокожим. Он часто терпел унижение, но решил бороться за свои права. Это превратило его в активного политического деятеля, взявшего на себя обязательство освободить индийцев и других национальных меньшинств Южной Африки от дискриминации. Индийцам не разрешалось голосовать и ходить по тротуарам, так как эта часть улицы была предназначена исключительно для европейцев. Ганди критиковал это неравное отношение, и в итоге смог создать общество «натального индийского конгресса» в 1894 году.

После того, как Ганди начал читать древнюю индийскую литературу под названием «Тируккураль», написанную на тамильском языке и затем переведенную на другие языки мира, он вдохновился идеей Сатьягхары (преданности правде) и организовал серию мирных протестов в 1906 году. Прожив в Южной Африке 21 год, где он вел борьбу за гражданские права, он превратился в другого человека и вернулся в Индию в 1915 году.

После длительного пребывания в Южной Африке и его общественной деятельности в борьбе с расистской политикой британцев, Ганди завоевал репутацию националиста, теоретика и организатора. Гопал Кришна Гокхаль, глава индийского национального конгресса, предложил Ганди стать частью индийской борьбы за независимость от Британии. Гокхаль терпеливо обучал Махатма Ганди превалирующей политической ситуации в Индии и социальным проблемам того времени. Он стал членом индийского национального конгресса, и до становления его лидером в 1920 году провел множество агитационных кампаний, названных Сатьягхара.

Чампаранская сатьягхара

Чампаранское движение 1917 года стало первым крупным успехом Ганди после его возвращения в Индию. Чампаранских крестьян заставляли выращивать дорогостоящий индиго на плантациях британских лендлордов, но спрос на эту культуру начал падать. Дабы ухудшить их положение, плантаторы заставляли крестьян продавать им индиго по фиксированной цене. Фермеры обратились за помощью к Ганди, который, используя стратегию мирных кампаний, застал администрацию врасплох, вынудив ее властей уступить крестьянам.

Кхедская сатьягхара

Фермеры просили британцев снизить уплачиваемые налоги из-за серьезного наводнения в Кхеде в 1918 году, но Британия осталась глуха к их просьбам. После этого Ганди поднял и возглавил фермерские протесты и инструктировал их не платить налоги во что бы то ни стало. Вскоре британцы дали слово снизить фермерские налоги в ответ на протест.

Движение в поддержку халифата после первой мировой войны

Ганди дал согласие поддержать Британию в первой мировой войне при условии получения Индией независимости, но Британия не сдержала свое слово, вследствие чего Ганди начал движение в поддержку халифата. Ганди осознал необходимость объединения индийцев и мусульман для борьбы с британцами и призвал обе группы сплотить свои усилия. Несмотря на критику его действий со стороны многих лидеров хинди, Ганди удалось завоевать поддержку среди мусульман. Но так как халифатское движение внезапно окончилось, все старания Ганди оказались напрасными.

Движение несотрудничества

Движение несотрудничества – одно из главных движений Ганди против британцев. Он побудил своих соотечественников отказаться от сотрудничества с британцами. Он верил, что Индия была порабощена исключительно из-за индийско-британского сотрудничества. Ганди попытался предостеречь Британию от введения Роулаттского акта, но, проигнорировав их, Британия приняла акт. Британцы начали силой подавлять протесты, открыв огонь по мирному населению в Дели. Британцы попросили Ганди не вмешиваться в события в городе; после отказа на их просьбу Ганди был арестован, что вызвало гнев и новые протесты в городе. Он сподвиг людей проявить сплоченность, мирность и уважение к человеческой жизни. Но британцы ответили на эти действия агрессией и арестовали многих протестующих.

13 апреля 1919 года Британский офицер Даер отдал приказ открыть огонь по мирной толпе женщин и детей в Джалиануолла Ба, вследствие чего сотни ни в чем неповинных хинди и сикхов погибли. Это событие известно как «бойня в Джалиануолла Ба». Но вместо критики действий англичан, Ганди обвинил в случившемся протестующих, призвав индийцев использовать любовь в борьбе с ненавистью британцев. Он заставил индийцев прекратить восстания и воздержаться от любых проявлений агрессии.

Концепция несотрудничества становилась все популярнее и стала распространяться по всей территории Индии. Ганди расширил движение и сфокусировался на Сварадже. Он побудил индийцев отказаться от использования британских продуктов. Он также призвал население уйти в отставку с государственных постов, бросить учебу в британских университетах и прекратить судебную практику. Однако вооруженное противостояние в городе Чаури-Чаура в феврале 1922 года заставило Ганди прекратить свою пропаганду. Он был арестован 10 марта 1922 года за призыв к мятежу и приговорен к шести годам заключения, но через два года был выпущен на свободу.

Симоновская комиссия и соляной поход

В 20-е годы 20-го века Махатма Ганди сконцентрировался на искоренении разногласий между партии Сварадж и индийским национальным конгрессом. В 1927 году британцы поставили сэра Джона Симона во главе новой конституционной реформаторской комиссии, более известной как «Симоновская комиссия», в составе которой не было ни одного индийца. Недовольный этим, Ганди принял резолюцию в конгрессе Калькуты в декабре 1928 года с требованием к британцам вернуть Индии суверенитет.

В случае несоблюдения резолюции британцы должны были пережить очередную мирную кампанию за свободу и независимость Индии. Британия отклонила резолюцию. Индийский национальный конгресс поднял индийский флаг 31 декабря 1929 года на Лахорском заседании. 26 января 1930 года Индия провозгласила свою независимость от Британии.

Но Британия отказалась признавать независимость Индии, обложив соль налогом, и в ответ на это в марте 1930 года начался соляной поход. Ганди начал свой поход в Ахмадабаде, пешком дойдя до Данди. Протест оказался удачным и закончился подписанием пакта Ганди-Ирвина в марте 1931 года.

Переговоры на конференции круглого стола

После подписания пакта Ганди-Ирвина Ганди был приглашен на конференцию круглого стола британской стороной, где Ганди пытался добиться признания независимости Индии. В ответ на его попытки Британия поставила под сомнение мотивы его поступков и попросила его не говорить от лица всей нации. Британцы пригласили духовных лидеров и Б. Р. Амбедкара для представления интересов неприкасаемых. Они обещали дать многие права как религиозным группам, так и неприкасаемым. Опасаясь еще большего разделения Индии, Ганди выразил протест против этих нововведений. Изучив истинные стремления британцев, он организовал очередную сатьягхару, за что был снова арестован.

Августовское движение

С течением второй мировой войны Махатма Ганди активизировал протесты за освобождение Индии. Он составил резолюцию, обязывающую британцев покинуть Индию. Августовское движение или движение «вон из Индии!» было самым агрессивным за всю историю индийского национального конгресса под лидерством Ганди. Ганди был арестован 9 августа 1942 года и заперт на два года во дворце Ага-Хан в Пуне, где он лишился своей жены Кастурбы и секретаря Махадев Десаи. Августовское движение завершилось к концу 1943 года, когда британцы согласились передать власть индийскому народу. Ганди положил конец движению, после чего было освобождено 100,000 политических заключенных.

Свобода и раздел Индии

Акт о независимости и разделе Индии был предложен Британским кабинетом министров в 1946 году и, несмотря на недовольство им Махатма Ганди, был принят Конгрессом. Сардар Патель убедил Ганди в том, что это единственный для него путь к предотвращению гражданской войны, и он наконец дал свое согласие на его принятие. После провозглашения независимости Индии Ганди сфокусировался на проблеме объединения хинди и мусульман. Он начал свою последнюю кампанию в Дели, призвав население прекратить коллективное насилие и выделив 55 крор на помощь Пакистану. В конечном итоге все политические лидеры уступили желаниям Ганди.

Убийство Махатма Ганди

Вдохновляющая жизнь Махатма Ганди оборвалась 30 января 1948 года, когда он был застрелен фанатиком Натурамом Годзе с очень близкого расстояния. Натурам был приверженцем  радикального движения, считавшим Ганди ответственным за введение Индии в нестабильное положение после гуманитарной помощи, уплаченной Пакистану. Годзе и его сообщник Нарьян Апт были пойманы и арестованы. Они были казнены 15 ноября 1949 года.

Махатма Ганди проповедовал принятие правды, отказ от насилия, вегетарианство, безбрачие, простоту и веру в Бога. Однако, он навсегда останется борцом за независимость Индии с помощью своей невероятной тактики борьбы с британцами. Эти методы вдохновили многих других мировых лидеров в их борьбе против несправедливости. Его статуи установлены по всему миру как напоминание о самой выдающейся личности в истории Индии.

Ганди в современной культуре

На западе часто ошибаются, говоря, что «Махатма» — имя Ганди. Его экстраординарная жизнь вдохновила многих деятелей в сфере искусства, литературы и шоу-бизнеса. Многие фильмы сняты на основе жизни этого великого человека. После провозглашения независимости Индии фигура Ганди стала основной на индийской бумажной валюте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *