МиГ-21, пошедший на таран противника

МиГ-21
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Над Страной Советов небо было мирным, однако это не означало, что летчикам не приходилось вести боевой работы. Известно, что до последних лет существования СССР отношения между ним и США, а также союзниками обеих сверхдержав характеризовались термином «холодная война».

Не вызывали оптимизма и отношения с бывшим «братом навек» — Китаем. Одним из проявлений тогдашней международной напряженности были полеты авиации как сопредельных государств, так и более дальних, в непосредственной близости от советских границ.

Для предотвращения их возможного нарушения навстречу «гостям» поднимались перехватчики авиации войск ПВО страны, в т.ч. и МиГ-21. Ежедневно таких вылетов было от тридцати до пятидесяти, но иногда их количество значительно увеличивалось. Однако, после потери в мае-июле 1960 года по одному U-2 и RB-47 летчики стран НАТО старались не испытывать судьбу. Хотя инциденты, чреватые печальными последствиями случались; в печати упоминался факт, когда «Старфайтер» ВВС Норвегии, «крутившийся» весьма близко у границы, все-таки нарушил воздушное пространство СССР.

Мгновенно появившийся вездесущий МиГ-21, быстро зашел нарушителю в хвост и неизвестно, чем бы все закончилось, но норвежец быстро разобрался в ситуации и ретировался.

Но не всегда все заканчивалось хорошо

28 ноября 1973 года в советское воздушное пространство в районе границы с Ираном вторгся с сопредельной стороны самолет-нарушитель. Как позже оказалось, это была двухместная учебно-боевая машина. На перехват с аэродрома Вазиани был поднят МиГ-21 капитана Г. Елисеева. Самолет был вооружен двумя ракетами, а также под фюзеляжным контейнером с 23-мм пушкой ГШ-23. Летчик уже имел на своем счету реальный перехват.

Сменяя друг друга, его последовательно вывели на цель три штурмана наведения. Вскоре летчик увидел нарушителя и подал соответствующие сигналы, требуя от иностранца идти на посадку. «Иранец» не подчинился командам и, развернувшись начал уходить к границе. Видя все это, «земля» дала команду на уничтожение цели. Елисеев произвел пуск ракет, однако летчику иранской машины удалось уйти от них. Оставалось еде пушка с полным боекомплектом. И здесь начинается самое непонятное. То ли летчик забыл об этом, то ли наземная служба управления упустила из виду факт наличия пушечного вооружения на МиГе — неясно.

Одним словом, был отдан приказ о таране нарушителя, что было Елисеевым и выполнено. Был сбит иранский самолет, его экипаж катапультировался. МиГ-21, естественно, также превратился в обломки. Советский летчик погиб. Вскоре ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

МиГ-21

Как оказалось, экипаж сбитой машины выполнял учебный полет и потерял ориентировку. Разобравшись затем в ситуации, летчик-инструктор пытался поскорее убраться восвояси. Что из этого вышло, мы уже знаем. Не сомневаясь в храбрости Елисеева и отдавая должное его памяти, тем не менее трудно согласиться с правильностью решения на таран: вряд ли стоило для пресечения полета невооруженного «учебника» (пусть даже принятого за разведчика) губить боевую машину и, что более важно, летчика.

Причина постоянной «головной боли» для советской ПВО

Помимо борьбы с самолетами-нарушителями, МиГ-21 привлекались и для уничтожения прилетавших из-за рубежа автоматических дрейфующих аэростатов (АДА). Несерьезно на первый взгляд выглядевшие «шарики» были, на самом деле, причиной постоянной «головной боли» для советской ПВО.

Оснащенные аппаратурой для радио — либо фото разведки, или для исследования атмосферы, они собирали ценную информацию, пролетая зачастую всю территорию СССР с запада на восток. Борьба с ними была делом весьма трудным, имела свою специфику и не всегда приводила к успеху. Цифры говорят сами за себя: с 1956 по 1977 годы радиотехническими войсками ПВО над территорией СССР было обнаружено 4112 АДА, а сбито истребителями всего 793.

Примером участия МиГ-21 в действиях против «шаров» служит период с 11 августа по 14 сентября 1977года, когда к подобным мероприятиям привлекались перехватчики также других типов. Тогда в воздушное пространство вторглось одиннадцать АДА, дрейфовавших на высотах 11 000-14000 м со скоростью около 200 км/ч.

По каждому нарушителю поднималось от одного до шестнадцати истребителей. Применялись ракеты класса «воздух-воздух», НУРС-ы, пушки. Сбито восемь АДА, у двоих отбита подвеска, один не сбит. Расход боеприпасов на один уничтоженный аэростат составил 1,4 УР, 26 НУРС, 112 пушечных снарядов. Внешне простые «пузырьки» оказались достаточно «крепким орешком» и для современных средств ПВО.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *