МиГи на Балканской войне

МиГ-21
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Накануне большой войны, приведшей к развалу прежней Югославской Федерации, ВВС бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия) имели шесть пожов и одну отдельную эскадрилью, на вооружении которых было около 150 МиГ-21 .

Авиаудары по скоплениям боевых отрядов словенцев

В конце 80-х годов в стране все явственнее проявлялись центробежные тенденции, в воздухе все ощутимее пахло войной и стороны к ней готовились; создавая, в частности, свои вооруженные формирования. А для этого необходимо было оружие, которое приходилось закупать за границей. Особо эта проблема была актуальной для хорватов. В печати сообщалось, что для доставки закупленного в Австрии и Венгрии военного снаряжения они, помимо прочих средств, использовали легкие самолеты: туристские, спортивные, сельскохозяйственные. Отмечалось, что для борьбы с этой контрабандой были привлечены истребители федеральной авиации, т.е. «двадцать первые», которым удалось сбить, либо уничтожить на земле некоторых нарушителей.

27 июня 1991 года Словения объявила о выходе из состава СФРЮ, и части тогдашней ЮНА (Югославская Народная Армия) начали боевые действия против словенской «домобраны». ВВС, в т.ч. и МиГ-21, с 28 июля приступили к нанесению авиаударов по скоплениям боевых отрядов словенцев, Люблянскому аэропорту, где был уничтожен один аэробус А320, и т.п.. Применялись авиабомбы различных калибров, вплоть до 500 кг, британские бомбовые кассеты BL-755, которые наносили особо сильный урон живой силе неприятеля и мирному населению, а также 57-мм и 128-мм НУРС. Вылеты совершались как днем, так и ночью. Основу ПВО словенцев составляли МЗА (малокалиберная зенитная артиллерия) и ПЗРК. Несмотря на противодействие, ею оказанное, ни один МиГ не был сбит.

Тем не менее федералы потерпели неудачу и вскоре вынуждены были покинуть Словению. Война перекинулась в Хорватию, где боевые действия начались в первые дни июля 1991 года.

Маневренность позволяла им уходить

Здесь, как и в Словении, МиГ-21 привлекались к нанесению ударов по наземным целям, а также к ведению воздушной разведки. Воздушного противника фактически не было, поскольку ВВС хорватов состояли из нескольких переоборудованных в легкие бомбардировщики и штурмовики учебных и сельскохозяйственных самолетов, которые не представляли никакой угрозы для реактивных истребителей, но, в свою очередь, оказались для последних весьма трудным «орешком». Малая скорость бывших «крылатых фермеров» и хорошая маневренность позволяла им уходить из-под атак скоростных МиГов, а слабая тепловая сигнатура поршневых двигателей делала бесполезными против «крылатого сброда» ракеты с инфракрасной тепловой само наводкой. Это подтвердилось в ходе боев за г. Вуковар, когда по этим причинам МиГи так и не смогли сбить ни одного из перехваченных ими хорватских Ан-2, которые по ночам совершали вылеты на снабжение осажденного гарнизона и бомбардировку сербских позиций.

Правда, федеральные истребители могли похвастаться и успехом: 31 августа 1991г. ими был перехвачен и принужден к посадке в аэропорту «Плесо» грузовой Боинг-707 с угандийской регистрацией, на борту которого было восемнадцать тонн оружия и боеприпасов сингапурского и южноафриканского производства, доставлявшегося хорватам. В руки федералов попала богатая добыча.

6 января 1992 года, через три дня после вступления в силу соглашения о прекращении войны в Хорватии, один из летчиков, совершавших вылет на МиГе, одержал воздушную победу, которая, однако, являлась грубейшим нарушением правил ведения войны, вызвала международный скандал и стоила поста главкому ВВС Югославии.

МиГ-21

В этот день два вертолета итальянской армии, переданные в распоряжение Европейского сообщества для осуществления миротворческой миссии в бывшей СФРЮ, были перехвачены федеральным МиГ-21 и подверглись нападению. Сначала летчик истребителя обстрелял пушечным огнем А.В.205, на борту которого находились четыре итальянских наблюдателя и французский офицер. Поврежденная машина совершила вынужденную посадку и была добита залпом НУРС. Все люда погибли. Другой вертолет, А.В.206, пытаясь уйти, был поврежден огнем нападавшего и ему также пришлось вынужденно садиться. По другим данным, по вертолетам выпускались управляемые ракеты класса «воздух-воздух», но это уже детали, не имеющие существенного значения. После официальный Белград заявлял об ошибке летчика, но в это мало кто верил, поскольку вертолеты были окрашены в белый цвет, на бортах были нанесены синие влаги ЕС с двенадцатью золотыми звездочками. Кроме того, о маршрутах полета вертолетов было заранее предупреждено.

В ходе войны и МиГи несли потери

Хорваты хотя и не имели самолетов-истребителей, однако получили, благодаря захвату части запасов ЮНА и зарубежным закупкам, достаточное количество зенитных пулеметов, орудий МЗА, ПЗРК типов «Стрела-2», «Игла» и «Стингер».

Первая потеря зарегистрирована 21 августа, когда федеральный МиГ-21 не вернулся с задания. Предполагается его уничтожение средствами ПВО. 25 августа на авиабазе Бихоч разбился еще один истребитель. Летчик погиб. 18 сентября сербы недосчитались сразу двух машин, сбитых хорватами в разных местах: один зенитками, другой— ракетами. Хорваты претендовали на шесть уничтоженных МиГов, но независимые источники подтверждают только две победы.

К концу года федералы недосчитались еще пяти МиГ-21, сбитых хорватской ПВО, либо не вернувшихся с боевого вылета по неизвестной причине. Хотя война на основной территории Хорватии прекратилась, ограниченные боевые действия велись в Западной Славонии — сербском анклаве, территориально входящем в состав Хорватии. Самолеты ВВС Югославии также совершали разведывательные полеты над Хорватией. В ходе одного из них ПЗРК «Мистраль» 12 апреля 1992 года был сбит МиГ-21Р.

Огонь войны перекинулся на Боснию и Герцеговину и до ноября 1992 г. здесь активно действовали сербские ВВС, в том числе МиГ-21. Одной из крупных воздушных операций сербов были налеты на мост и понтонные переправы хорватов через р. Сава в районе г. Славонский Брод 2-8 мая 1992 г. Всего по этим целям было совершено около 200 вылетов, сброшено большое количество авиабомб, в т.ч. 29 управляемых. Хорватские зенитчики записали на свой счет три МиГ а. Всего к 19 мая 1992 года сербы потеряли шесть МиГ-21. Мастерство югославских пилотов к этому времени значительно выросло, сказывался полученный опыт. Была усовершенствована тактика нанесения ударов по наземным целям—отказались от пагубной практики двух и трехкратных заходов на одну и ту же цель. Практиковалась тактика налетов тремя волнами.

В первый период войны в боевых вылетах против своих же соплеменниках принимали участие летчики-хорваты, процент которых в ВВС Югославии приближался к 20. Од на из причин этого заключалась в том, что при переводе в Хорватию большинству летчиков пришлось бы переквалифицироваться в пехотинцев. Естественно, что в авиации лучше.

Первый МиГ хорваты потеряли в районе Славонского Брода 24 июня 1992 года, когда был сбит самолет командира эскадрильи, полковника Антуна Радана. Еще один МиГ стал жертвой своих же зенитчиков.

Последний уцелевший истребитель привлекался хорватами для поддержки своих войск, проводивших в январе- феврале 1993 года операции против сербов и был сбит 14 сентября ракетой ПЗРК «Стрела» в районе н.п. Бргин мост. Хорватия, несмотря на международное эмбарго на поставки оружия в бывшую Югославию, смогла в обход его приобрести на нелегальном рынке вооружений (предположительно из запасов бывшей ГДР) партию МиГ-21 различных модификаций. Их число, согласно заявлению командующего ВВС Хорватии генерал-майора И. Аготича, в ноябре 1994 г. составляло 13 машин.

Укрепив свой военный потенциал, хорваты приступили к решению краинской проблемы. 1-2 мая 1995 года МиГи поддерживали действия своих войск, нанося удары по мосту в районе н.п. Босанска Градиска, соединявшего Сербскую Краину с территориями, контролируемыми сербами в Боснии. Атаки были неудачными: мост уцелел, а наземным огнем первого и второго мая были сбиты два самолета. Ответной мерой стал обстрел сербами РСЗО М-87 «Оркан» аэропорта «Плесо» — базы хорватских МиГов.

 В ходе операции «Гроза»

Хорваты вернули Краину под свой контроль в августе 1995 года. При ее проведении авиация сыграла важную роль, совершив 180 боевых вылетов. В частности, был выведен из строя сербский аэродром в Удбине. А вот попытка уничтожить 4 августа сербскую РЛС на горе Плешавица стоила хорватам одного МиГа, сбитого огнем ПВО. Станция была «по ошибке» уничтожена наследующий день американской авиацией. Всего же за период «Грозы» хорваты потеряли два МиГ-21. Иностранными наблюдателями отмечались случаи налетов одиночных МиГов на колонны сербских беженцев. Авиация сербов проявила ограниченную активность 7 августа, нанеся два бомбоштурмовых удара по цепям в районах н.п. Дравувар и Босанский Петровац, а затем по колонне техники на участки шоссе Ключ-Босанский Петровац.

Противоборствующие стороны, несмотря на запреты ООН, продолжали использовать авиацию над Боснией. Сербские самолеты появлялись также над Хорватией, а имевшиеся потери списывались на летные происшествия, количество которых заметно выросло из-за изношенности техники и невозможности приобретения запчастей.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *