«Мод» в арктическом плавании

«Мод»
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Первая мировая война заставила известного норвежского полярного исследователя Р. Амундсена отложить давно планировавшуюся экспедицию во льды центрального арктического бассейна. Но он не отказался от идеи исследования Центральной Арктики и в начале 1916 года, не дожидаясь конца войны, начал подготовку к новой экспедиции. Так как заслуженный «Фрам» требовал дорогостоящего капитального ремонта, Амундсен решил построить для своей экспедиции новое судно. Он заказал его известному норвежскому конструктору и кораблестроителю Христиану Иенсену.

7 июля 1917 года на верфи Иенсена в Аскере новое экспедиционное судно, названное именем норвежской королевы Мод, было спущено на воду. Это была трехмачтовая гафельная шхуна со вспомогательным двигателем в 240 лошадиных сил, который обеспечивал скорость хода до 8 узлов. Мачты и такелаж были взяты с прославленного «Фрама». Корпус судна по форме напоминал половину разрезанного вдоль яйца, что должно было обеспечить наилучшую сопротивляемость сжатию. Просторная кают-компания, обогреваемая специальной печью, и 10 отдельных кают для членов экспедиции обеспечивали максимальный комфорт во время долгого полярного плавания.

16 июля 1918 года «Мод» вышла из гавани Тромсе, имея на борту пятилетний запас продовольствия и 9 человек исследователей, которые одновременно выполняли и роль судовой команды. Она направилась на восток вдоль северных берегов Европы. Командовал судном постоянный спутник Амундсена в плаваниях на «Йоа» и «Фраме» Хельмер Хансен, уже побывавший с ним на Южном полюсе. Первым штурманом был также участник штурма Южного полюса Оскар Вистинг. Амундсен намеревался пройти вдоль берегов России до Новосибирских островов и там начать дрейф через центральные районы Арктики.

Первый лед «Мод» встретила уже 22 июля и тут продемонстрировала отличные маневренные качества и все преимущества своей конструкции.

В Хабарове, куда «Мод» зашла в начале августа, к экспедиции присоединился местный радиотелеграфист Геннадий Олонкин, который оставался на борту «Мод» в течение всех последующих ее экспедиционных плаваний. 1 сентября «Мод» подошла к острову Диксон, где на борт были приняты дополнительные запасы топлива и собаки.

9 сентября «Мод» миновала мыс Челюскина, а 13 сентября ей преградили путь сплошные ледовые поля. На зимовку «Мод» была поставлена в небольшой бухте острова Локвуд, открытого Нансеном в 1893 году и расположенного недалеко от мыса Челюскина. Эта бухта была названа бухтой Мод. Во время зимовки экспедицией проводились астрономические, метеорологические и магнитные наблюдения.

Весной были совершены: санные походы, позволившие уточнить карту района зимовки и мыса Челюскина.

Погодные условия долго не позволяли судну вырваться из ледового плена. Только 12 сентября «Мод» с трудом вышла к чистой воде, лед пришлось неоднократно взрывать. За сутки удавалось преодолеть не более 200 метров мощного ледового поля, иногда же и этого не удавалось сделать. В таком единоборстве, «Мод» продемонстрировала все свои лучшие качества. Благодаря скошенному форштевню, она могла вылезать далеко на край ледового поля и ломать его своей тяжестью.

Перед тем, как начать пробиваться к чистой воде, Амундсен отправил в Диксон Тессема и Кнутсена с донесением о делах экспедиции и рядом научных материалов. Санный поход туда не представлял сложности для таких опытных полярников. Но они до Диксона не дошли, а причина их гибели остается неизвестной. В 1921 году у мыса Приметного были найдены останки Кнутсена, а в 1922 году на расстоянии около четырех метров от радиостанции Диксон были найдены останки Тессема. В 1958 году на этом месте, по инициативе полярников Диксона, был установлен гранитный обелиск, на котором укреплена памятная мраморная доска.

Пробившись к чистой воде, Амундсен направил судно к Новосибирским островам, но сплошные ледовые поля вскоре снова преградили путь. Так как лед дрейфовал к югу, Амундсен не решился начать дрейф вместе с ним и остановился на зимовку у западного берега острова Айон.

Вторая зимовка, во время которой продолжались научные исследования, была значительно легче первой, экспедиция постоянно общалась с местным населением. Р. Амундсен, с интересом наблюдавший за первыми ростками новых социалистических отношений среди местного населения на Крайнем Севере, приходит к выводу, что «старый строй необходимо было свергнуть».

7 июля 1920 года «Мод» освободилась ото льда и двинулась в Ном на Аляске. Прибыв туда в конце июля, Амундсен отпустил всех, кто не хотел продолжать плавание. На борту «Мод» остались четыре человека — Амундсен, Вистинг, Свердруп и Олонкин. С такой малочисленной командой «Мод» уже 8 августа покинула Нам, направляясь на север. Амундсен надеялся взять помощников из числа местных жителей Сибири и попытаться выполнить первоначальный план дрейфа. Однако тяжелые льды преградили судну уже у Чукотского полуострова в районе мыса Сердце-Камень.

27 августа 1920 года «Мод» встала на третью зимовку, во время которой Свердрупом и Вистингом была совершена длительная санная поездка по Чукотскому полуострову, давшая большой этнографический материал.

Так как осенью в борьбе со льдом «Мод» повредила гребной вал и винт, то после освобождения ото льда судно было вынуждено совершить переход в Сиэтл для ремонта. Во время ремонта на «Мод» была установлена новая печь для отопления кают горячим воздухом, так как при старой системе в каютах постоянно ощущалась сырость.

После ремонта и пополнения запасов, с заново укомплектованной командой, насчитывающей восемь человек, и небольшим бипланом типа «Орион» на борту, 3 июля 1922 года «Мод» покинула Сиэтл, держа курс к берегам Чукотки. 1 августа шхуна встретила сплошной лед, и 8 августа была зажата льдами восточнее острова Врангеля. Начался двухгодичный дрейф, во время которого «Мод» почти повторила дрейф «Жаннетты» де Лонга. В этом плавании на борту «Мод» не было Р. Амундсена. Увлеченный идеей исследования Арктики при помощи авиации, он остался на Аляске, намереваясь совершить перелет на Шпицберген. Командовал «Мод» О. Вистинг, научными работами руководил Х. Свердруп.

Во время дрейфа участники экспедиции выполнили большой объем наблюдений, представлявших научный и практический интерес. Ледовые поля неоднократно атаковали «Мод», и несколько раз создавалась критическая ситуация, но корабль всегда выходил победителем из борьбы. Во время всего дрейфа поддерживалась регулярная радиотелеграфная связь с внешним миром. Летом 1923 года были предприняты пробные полеты на биплане с ледового аэродрома, но окончились они неудачей, показав трудность полетов в Арктике.

9 августа 1924 года «Мод» вышла из дрейфующих льдов севернее Новосибирских островов. Обогнув их с запада, шхуна направилась в Нам. Но ледовые условия не позволили пройти весь путь за оставшиеся летние дни, и в начале сентября «Мод» остановилась на шестую зимовку у острова Четырехстолбового в группе Медвежьих островов. Научные наблюдения продолжались и во время этой зимовки.

«Мод» в арктическом плавании

В середине июня 1925 года «Мод» возобновила плавание. 22 августа она прибыла в Ном, а в начале сентября — в Сиэтл. Так закончилась эта полярная экспедиция, длившаяся в общей сложности более семи лет. Хотя экспедиции и не удалось выполнить намеченную программу по изучению центрального района Арктики, но проведенный ею комплекс астрономических, метеорологических, океанологических, гляциологических и магнитных наблюдений имел огромное практическое значение, особенно для нашей страны, тай как плавание «Мод» проходило в районе Северного морского пути. Когда начались работы по освоению районов Крайнего Севера и практическому использованию Северного морского пути, Советское правительство обратилось к Свердрупу, и он передал нашей стране научные материалы экспедиции.

Эти материалы вместе с материалами других русских и советских экспедиций расширяли наши знания об условиях освоения северных районов нашей Родины.

После возвращения «Мод» в Сиэтл финансовые затруднения вынудили Р. Амундсена продать судно. Некоторое время «Мод» плавала в водах канадской Арктики. В середине 30-х годов судно село на мель в заливе Кемберленд у Баффиновой Земли. Все попытки снять ее с мели не увенчались успехом, и «Мод» была постепенно разобрана эскимосами. Так закончило свою жизнь второе судно Амундсена, которое должно было по праву находиться в музее рядом с «Фрамом» Нансена и первым судном Амундсена «Йоа»

Изображение «Мод» можно видеть на одной из марок норвежской серии, посвященной полярном исследовательским судам Р. .Амундсена и Ф. Нансена.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *