На работу в глубокий немецкий тыл

На работу в глубокий немецкий тыл

19 марта 1943 года Пе-8 готовится к очередному вылету. Цель — Варшава. И, хотя снуют бензозаправщики, вооруженные проверяют исправность пушек и пулеметов, прибористы и авиамеханики провидят традиционный, штатный предполетный осмотр, не слышно привычного скрипа лебедок: бомболюки были пусты.

Все разрешилось в последний час перед вылетом. Командир корабля майор Сушин сообщил, что корабль летит со специальным заданием. На борт доставили два миллиона листовок на польском и немецком языках. Полеты по разбрасыванию агитационных материалов выполнялись нашим авиаполком и прежде.

С наших самолетов сбрасывались листовки, сообщавшие о разгроме гитлеровцев под Москвой, о создании антигитлеровской коалиции, об окружении и уничтожении немецких армий под Сталинградом.

Помню, на одной из таких листовок воспроизводилась фотография взятых в плен немецких генералов во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Такие материалы не только раскрывали рядовым фашистской армии правду о войне, но и рассказывали советским гражданам, оказавшимся в немецкой оккупации, о положении на советско-германском фронте.

Но вернусь к полету на Варшаву. Те листовки начинались так: «Братья-поляки! Немецко-фашистские захватчики хотят поработить поляков. Они хотят уничтожить польскую культуру, саму польскую нацию. Но Красная Армия не оставит польский народ в беде, и близок тот день, когда она придет полякам на помощь!»

После войны я узнал, что эти листовки бережно собирали и хранили. Русские, поляки, румыны — все видели в них надежду на скорое освобождение, на близкий разгром ненавистного врага. На основе этих материалов партизаны п подпольщики выпускали газеты. Сила печатного слова не уступала силе бомб, которые наши летчики сбрасывали на гитлеровцев.

…Однажды в сумерках под крыло нашего «Петлякова» подкатила легковая машина черного цвета. Из нее вышел человек в форме генерала. Открылась задняя дверь, и вышли еще трое: двое мужчин и одна женщина. Их вид поразил меня. Мужчины были в необычных для военного времени, безупречных, явно сшитых на заказ, костюмах, идеально начищенных ботинках.

Из машины вытащили рацию, какое-то оборудование, упакованное в мешки. Воздушные стрелки помогли надеть им поверх гражданских костюмов летные комбинезоны, парашюты.

На работу в глубокий немецкий тыл

Говорили мало. Короткие напутственные слова, сказанные генералом, крепкие рукопожатия, и они заняли места в фюзеляже гигантского самолета. Мы уже поняли, что это советские разведчики, направляемые на работу в глубокий немецкий тыл.

Где-то в районе Варшавы все трое покинули самолет. Больше мы никогда не встречались. До сих пор живет надежда, что эти люди живы. Хочется в это верить.

На войне часто происходили события, которые, кроме как словом «чудо», не назовешь. Однажды из боев за Борисов не вернулся один из экипажей. Самолет был сбит и на глазах других летчиков рассыпался в воздухе. Тяжело переживали мы гибель ребят. Каково же было наше ликование, когда спустя неделю полуторка доставила живым и невредимыми тех. кого мы считали геройски погибшими!

Фронтовой фотограф запечатлел этот счастливый момент. Башенный стрелок Шеверталов и бортрадист Зайцев стоят в форменной одежде. Остальной экипаж одет кто во что горазд. Инженер-капитан Востриков — в кепке, в видавшем виды пиджаке, надетом прямо на майку, в лаптях. Воздушный стрелок Конотенко в исподней рубашке, заправленной в чужие брюки, и в ботинках как у Чарли Чаплина. И смех и грех!

Ребята рассказали, что, когда машина начала разваливаться, командир дал команду покинуть самолет. Ночь, обстрел, вражеские истребители. Где наши, где чужие — не разберешь. Под ногами — оккупированная территория. Приземлились точнехонько в расположение белорусских партизан. Через несколько дней Борисов был освобожден и партизаны передали экипаж по назначению — в родную дивизию.

Но не всегда все заканчивалось счастливо. В сентябре 1943 года в нашу часть прибыл молодой летчик капитан Кока рев. За короткое время он делом завоевал авторитет и уважение, стал командиром корабля. Он бомбил Дании;. Кенигсберг, Тильзит.

В свои 29 лет он был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени. В части сразу полюбили капитана за простоту и скромность, добросердечность, чувство юмора. Кокзрев освоил множество типов самолетов. Он в совершенстве пилотировал Ил-4, СБ, ПС-9, ПС-84, американскую машину «Дракон Рапид Персивал». Где только не летал наш самый молодой командир корабля! Перегонял ленд-лизовские самолеты с Аляски, возил почту, горючее, раненых, боеприпасы, воевал на Черном море, Западном Буге, Бал-тике. Балтика и стала его последним и вечным пристанищем…

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий