На защите северных морских путей

На защите северных морских путей
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Североморцы с первых дней Отечественной войны получили ещё одну важную задачу — защищать наши северные морские коммуникации.

Морской путь на Севере с самого начала войны стал важнейшей внешней советской коммуникацией. По нему доставлялась значительная часть вооружения и продовольствия, поступавших к нам от союзников. Этим же путём осуществлялся наш экспорт за границу. Северные океанские коммуникации были под угрозой 15 надводных, подводных и воздушных сил противника, базировавшихся в портах и фиордах Северной Норвегии. Однако все попытки немцев парализовать наши северные морские пути потерпели крах. В этом немалая заслуга Северного флота. Он надёжно защищал в своей операционной зоне союзные и советские конвои. В 1941 году в зоне действия Северного флота немцам не удалось потопить ни одного транспорта, следовавшего в СССР.

Уже в 1942 году немцы начали создавать в Северной Норвегии, в районе Альтенфнорда и в других портах, маневренную базу для нападения на наши конвои и на конвои наших союзников в Заполярье. В состав переведённой немцами на Север эскадры входили линейные корабли «Адмирал Тирпиц», «Шарнгорст» и «Адмирал Шеер», крейсеры «Адмирал Хиписр» и «Лютцов, два лёгких крейсера, от 8 до 12 эскадренных миноносцев и несколько подводных лодок. С этой же целью немецкое командование перебросило на Север дополнительное количество самолётов-бомбардировщиков и самолёты-торпедоносцы, которые ранее в Заполярье немцами не применялись.

В первое время союзные конвои состояли из небольшого числа транспортов. Это затрудняло их обнаружение противником. Но постепенно состав конвоев увеличивался, и впоследствии число транспортов и кораблей в одном конвое доходило до 40-60 единиц. В среднем водоизмещение каждого транспорта равнялось 8- 10 тысячам тонн. При этих условиях скрытно проводить караваны в наши северные порты и обратно на запад становилось всё труднее и труднее. Североморцам приходилось рассчитывать главным образом на свои силы и военную хитрость.

Обычно транспорты и охранявшие их корабли союзников шли до меридиана Шпицбергена более или менее спокойно. Конечно, и на этом участке бывали атаки немецких подводных лодок. Иногда суда атаковывала вражеская авиация. Но всё это не походило на ту обстановку, которая складывалась на пути после Шпицбергена, в зоне действий Северного флота. Здесь с весны 1942 года атаки противника стали следовать одна за другой.

На стороне немцев было то преимущество, что они располагали аэродромами в Северной Норвегии, вдоль берегов которой пролегал курс шедших в СССР союзных конвоев. По мере продвижения конвоев немецкая авиация перемещалась с аэродрома на аэродром и таким образом имела возможность непрерывно вести атаки. Kaк, правило, всё время действовали и немецкие подводные лодки. Исключительно напряжённо и самоотверженно защищали караваны наши морские лётчики-истребители. Им приходилось делать по 4-6 боевых вылетов в день, вести бои с врагом над морем вдали от своих аэродромов.

В одном таком бою Северный флот потерял выдающегося лётчика Бориса Феоктистовича Сафонова, на счету которого было к тому времени 25 сбитых вражеских самолётов.

Североморец Сафонов первым в стране из участников Великой Отечественной войны удостоился звания дважды Героя Советского Союза. 30 мая 1942 года тов. Сафонов вместе с лётчиками тт. Орловым и Покровским, ныне оба Герои Советского Союза, вылетел на прикрытие следовавшего в СССР союзного каравана. Немецкие «юнкеры» напали на транспорты. Подоспевшие на помощь кораблям наши лётчики обрушились на врага. Немцы попытались уйти на бреющем полёте, но советские истребители снизились к самой поверхности моря и продолжали их преследовать. Три немецких самолёта сбил Борис Сафонов в этом бою, ставшем для него последним. По одному «юнкеру» уничтожили тт. Орлов и Покровский.

На защите северных морских путей

Североморские бомбардировщики и штурмовики совершали интенсивные налёты на аэродромы противника. Эти бомбардировки снижали боеспособность вражеской авиации, ослабляли её удары по нашим кораблям.

Немецкие надводные корабли пытались активно действовать на наших северных морских коммуникациях. Но вскоре противник был вынужден отказаться от таких попыток. Одной из причин этого были смелые действия наших подводных лодок.

В июле 1942 года немецкая эскадра в составе линкоров «Адмирал Тирлиц» и «Адмирал Bleep» под охраной большого числа миноносцев и авиации вышла в море с целью атаковать крупный конвой союзников, шедший с грузом в СССР. Немецкую эскадру обнаружила в море подводная лодка Героя Советского Союза Н. А. Лунина. Искусно прорвав охранение эскадры, подводная лодка атаковала самый крупный из вражеских кораблей — линкор «Адмирал Тирлиц». Торпеды попали в цель и причинили линкору серьёзное повреждение. Немецкая эскадра вынуждена была отказаться от операции против союзного каравана и вернуться в свои базы. Повреждённый линкор «Адмирал Тирлиц» несколько месяцев находился в ремонте.

Велики заслуги в успешном конвоировании транспортов у североморских эскадренных миноносцев. Они отважно и умело сражались против немецкой авиации и подводных лодок.

Однажды наши эсминцы, сопровождавшие конвой, три дня были в море, на большом расстоянии от баз. Всё это время над караваном кружился немецкий разведчик, наводя на наши суда свою авиацию и подводные лодки. Личный состав миноносцев почти круглосуточно находился на боевых постах и стойко нёс вахту, не ослабляя ни на минуту бдительности. Налёты авиации повторялись через каждые четыре часа. Временами на караван налетало до 70 самолётов. Заградительный огонь наших кораблей был настолько эффективным, что немцам удалось повредить только один транспорт.

Миноносцы Северного флота за время Отечественной войны провели сотни транспортов, много раз отражали атаки вражеских самолётов и подводных лодок. На боевом счету североморских эсминцев — десятки сбитых самолётов и несколько потопленных подводных лодок противника.

1 марта 1943 года эскадренный миноносец «Гремящий» за свои боевые заслуги был преобразован в гвардейский. За время войны этот корабль прошёл много тысяч миль, участвовал в боях с береговыми батареями немцев. Более ста раз налетала на эсминец неприятельская авиация. В этих боях гвардейцы «Гремящего» сбили 14 и повредили 23 немецких самолёта. Первыми на «Гремящем» были награждены правительственными наградами отважный рулевой старшина 1-й статьи Пчелин, храбрые волны — мичман Яковщенко и старшина 1-й статьи Маркин. Бывшему командиру «Гремящего» капитану 1-го ранга Гурину присвоено звание Героя Советского Союза.

Героически боролись с врагом славные труженики моря — североморские тральщики. Немцы применяли на Севере новые типы мин и различные методы их использования. Однако наши минёры научились бороться со всеми техническими новшествами врага и успешно очищали подходы к портам и базам от вражеских мин.

Наши тральщики, неся дозорную службу, много раз вели бои с самолётами и катерами противника, преследовали его подводные лодки. За боевые заслуги два североморских тральщика награждены орденами Красного Знамени. Бывшему командиру тральщика капитану 3-го ранга Иванникову присвоено звание Героя Советского Союза.

Немецкая авиация пыталась нанести ущерб советским северным морским перевозкам не только нападениями на транспорты в море, но также и налётами на наши порты и базы. Вместе с североморскими истребителями стойко отражали воздушные атаки врага артиллеристы-зенитчики береговой обороны Северного флота. Только Н-ский зенитный дивизион, защищавший Мурманск, сбил не один десяток вражеских самолётов. Правительство наградило этот дивизион орденом Красного Знамени.

На порт и город Мурманск вражеская авиация в 1941-1942 годах совершала многочисленные и интенсивные налёты. Бывали дни, когда немецкие самолёты по 16-18 раз появлялись над Мурманском. Однако работа в порту и на железной дороге не прекращалась ни на один день. Начатая немецким командованием воздушная война против наших портов и баз на Севере кончилась лишь тем, что немцы потеряли сотни самолётов на подступах к нашим базам и на собственных аэродромах от ответных ударов советской авиации.

За время Отечественной войны Северный флот успешно провёл в наши порты и обратно более тысячи союзных транспортов и в два раза больше советских судов, следовавших по внутренним морским путям.

Удары по морским коммуникациям противника и защита советских морских путей на Севере имели особенно важное значение для нашей Родины в Великой Отечественной войне. В этой борьбе Северный флот с честью выполнил свои боевые задачи.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *