Начало становления Российского флота

Начало становления Российского флота
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

С самой юности царь Пётр испытывал любовь к мореплаванию и в 1695 году, решил осаждать Азов, построил при участии греческих и итальянских мастеров в Воронеже необходимое количество кораблей для транспортировки в данную область боевых припасов, артиллерии и отчасти войск. Он располагал также несколькими боевыми галерами в то время, когда турки попытались было высадиться с моря на берег. Ввиду этой угрозы россияне скрытно от врага соорудили на острове батарею, во взаимодействии с которой эти галеры вскоре овладели турецкими судами, а с ними и добрым запасом золота, предназначавшегося на жалованье гарнизону, которое царь роздал своим солдатам.

Эта победа облегчила взятие Азова, состоявшееся в 1696 году. Захват указанной крепости, который открыл проход по Азовскому морю, возможно, впервые зародило идею о создании военно-морской силы. Несмотря на то, что он никогда не видел каких-либо военных кораблей и вследствие этого не имел о них надлежащего понятия, тем не менее, по свойственной русскому самоуверенности считая строителей своих галер способными на все дела, входящие в круг кораблестроительного ремесла, он повелел им выстроить военные корабли. Способ, выбранный Петром I для того, чтобы избежать расходов, весьма значительно увеличенных ещё отсутствием умения составлять надлежащую смету, представлял собой вид налога, добровольно принятого на себя боярами и знатными людьми, или в случае судебно наказуемого проступка с их стороны наложенный во искупление его штраф.

Помимо этих приготовлений на Дону, приблизительно в это время Петр I, задумал создать флот на Волге. Лично отправился, чтобы увидеть силу течения и величину реки. Но не доезжая до Свияжска, срочные дела заставили его вернуться в столицу. Однако до предпринятого им в 1697 году путешествия он приказал голландским корабельным мастерам построить около 100 грузовых судов в основном для торговли и в меньшей степени для транспортировки войск. Часть этих судов была спущена, снаряжена и отправлена в Астрахань; предпринимались попытки часть их данных судов перевести по Волге каналами, а так же по другим рекам, которые бы имени сообщение с Ладожским озером, в Санкт-Петербург; но не редкие отмели вынудили изменить планы, и часть судов пришлось оставить гнить недалеко от Вышнего Волочка по дороге из Москвы в Петербург, другие 50 судов находились в Услоне, недалеко от Казани.

Начало становления Российского флота

Эти суда были построены в то же время, что и другие, однако ни разу не были спущены на воду, считается, что причиной являлись размер осадков, так как Волга, впадая в Каспийское море выносит много песка, в связи с чем глубина ее на определенных расстояниях от побережья представляет опасность для плавания. По словам офицера-англичанина очевидца событий Д. Дена, «мало можно сказать в пользу кораблей, выстроенных до возвращения царя из его путешествия; умолчать о них будет наибольшим комплиментом».

В таком положении находился флот Петра, когда он отправился в Англию и Голландию, где — преимущественно в Голландии — он удовлетворил свою природную любознательность, пристально изучая с усердием теорию и практику кораблестроения; одновременно другие люди из его окружения посвятили себя изучению ремёсел — мачтового, парусного и других, относящихся к кораблестроению. Самому же ему предоставили полную свободу приглашать на службу мастеров по этим нескольким специальностям. Возвратившись в Россию и подавив стрелецкий бунт, к которому подстрекала его сестра, он принялся всерьёз преобразовывать свою страну, и, пользуясь тем, что был государем, он, не теряя времени, принялся за исполнение своего замысла — создания военно-морского могущества.

В это критическое время адмиралом был граф Головин, а генерал-адмирал Апраксин адмиралтейцем, прозываясь так по обычаю, существующему в Голландии. Должность эта соответствует в некотором роде главе Адмиралтейства в Англии. Господин Крюйс, вступив на царскую службу в качестве вице-адмирала, пригласил по приказанию царя многих морских офицеров, преимущественно голландцев и датчан, и повёз их с собою через Архангельск в Москву и Воронеж.

Царь отдавал предпочтение порядку, который присутствует в деле судостроения в Англии, поэтому по убеждению царя некоторое количество морских офицеров, корабельных мастеров стали сопровождать его. Петр I теперь обладая мастерством в судостроении, вскоре отменил работы прежних строителей, работающих на Дону. А так же отменил сложившийся обычай, по которому бояре были обязаны строить суда, теперь для этого были целенаправленно определены средства. В Таврове и Воронеже были закреплены корабельные мастера. Были выстроены кораблестроительная верфь, амбары и погреба, также жилые дома для всех должностных лиц сообразно их положению.

Царь столь рьяно следил за приведением в исполнение своей цели, что часто приезжал навещать работы, а иногда проживал на месте, причём некоторые корабли строились непосредственно по его указаниям и его следует считать их строителем. Никакие издержки не щадились при отделке и украшении их; и один за другим были построены около 30 военных кораблей силою от 80 до 40 пушек, также фрегаты, галеры, грузовые суда и прочие. Между тем большие работы на Камышинке, описанные искусным капитаном Перри, попытка прорезать канал между Доном и Волгой и строительство таганрогской гавани, которая вся отделана камнем, привели к громадным тратам денег и гибели людей. Замысел этих военных мероприятий в столь отдаленном углу его владений на реке Дон, впадающей в Азовское море, был обращён против турок и в первую очередь против важной крепости Керчь, господствующей над проливом между Азовским и Чёрным морями.

В 1703 году россияне после некоторого сопротивления захватили и сровняли с землей Ниеншанц, небольшой городок с гарнизоном, располагавшийся от теперешнего местоположения Петербурга приблизительно в одной лиге вверх по реке, расселив его жителей по окраинам России. Тогда же эскадра шведских военных судов, прибыв к острову Ретусари, ныне Кроншлоту, и не зная о судьбе, постигшей Ниеншанц, отправила 12-пушечную шняву и баркас при 4-пушках на вертлюгах с тем, чтобы осведомиться о положении гарнизона. Примерно в двух милях вверх по течению от устья реки с последних заметили присутствие со всех сторон российских войск и поняли, что город захвачен. Но шведы не боялись опасности стороны воды, так как были осведомлены, что у россиян не было здесь боевых судов, шведы оставались здесь некоторое время, продолжая свои наблюдения на глазах у неприятельской армии.

Царь, раздражённый этой бравадой, посоветовавшись со своими морскими офицерами, приказал отряду из выборных и хорошо вооружённых людей, все из которых хоть сколько-нибудь были знакомы с действиями на море, спуститься вниз по течению реки на лодках так, чтобы они могли собраться вместе в очень короткое время, и ожидать, когда шведы вернутся к бару — узкому месту реки, переполненному песчаными мелями при отсутствии каких-либо вех, указывающих корабельный курс; указанное место было удобно для российских лодок, но не для шведских.

Шведы, заметив движение лодок вниз но другому рукаву реки, стали отходить к своему флоту, но, лишь только они достигли бара, опустилась ночь, поднялся западный ветер, из-за чего пришлось идти строго по течению; тогда именно в этот момент на них и напали русские, паля с четырех сторон. Шведы храбро защищались, громя врага из своих орудий, пока в конце концов не были сломлены. Шнява, наскочив на песчаную мель, была захвачена; и баркас, понятно, разделил ту же участь. Немедля но сдаче судов царь поднялся на борт и, застав живым штурмана, который командовал судами, велел со всяким тщанием ухаживать за его ранами, а когда они зажили, убедил его поступить к нему на службу. Его имя Карл фон Верден.

Это было самое первое военное судно, которым царь владел на Балтийском море, и, хотя само по себе судно было невелико, но как столь удачно попавшее ему в руки, он счёл взятие такового за доброе предзнаменование, истолковывая его как особое знамение провидения в пользу морских его предначертаний. Вслед за этим царь принял решение основать Санкт-Петербург.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *