Наиболее крупные оперативные перевозки в оборонительный период битвы за Кавказ

Наиболее крупные оперативные перевозки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Благодаря трудовому энтузиазму рабочих, инициативе рационализаторов, изобретателей, активному участию рабочих и инженерно-технического состава промышленность Северной Осетии своими силами успешно решала многие сложные производственные и технологические проблемы. Так, например, в кондитерском производстве кристаллический сахар был заменен глюкозным. Спиртовые заводы вместо дорогостоящего зерна использовали в производстве тапинамбур, консервные заводы — дикорастущие плоды и ягоды. Отходы сырья на мясокомбинате шли на изготовление хозяйственного мыла и других товаров широкого потребления.

Коллектив ОВРЗ им. С. М. Кирова по заданию Орджоникидзевского комитета обороны в декабре 1942 г. построил бронепоезд «Владикавказец». Рабочие и специалисты трудились днем и ночью. А через некоторое время личный состав бронепоезда в письме трудящимся Осетии сообщил, что «Владикавказец» уничтожил более 5 тыс. гитлеровских солдат и офицеров, 42 орудия, 47 минометов, 214 автомашин, 20 танков, 85 повозок с боеприпасами и военным имуществом. В дни осады г. Орджоникидзе вагоноремонтники несли боевую вахту по ремонту военной техники и различного вооружения для Красной Армии. Из заводского цеха орудия, танки, автомашины сразу шли в бой. Заводом были изготовлены запасные части для военного автотранспорта на сумму в 80 тыс. руб. К концу 1942 г. план выпуска валовой продукции был выполнен на 104,7% при снижении себестоимости на 4,6%.

На Орджоникидзевской железной дороге широкое развитие получил почин машиниста Новосибирского депо Николая Лунина. 130 из 160 комсомольцев — машинистов и кочегаров, работавших на этой дороге в первый период войны, поддержали этот почин свыше 500 юношей и девушек стали «двухсотниками». По-лунински трудились 17 комсомольско- молодежных бригад. В рядах железнодорожников было широко развернуто и стахановское движение. В декабре 1941 г. здесь насчитывалось 15 889 стахановцев и ударников, а к началу 1942 г.— уже 20 609. Заказы выполнялись в сжатые сроки. В один из таких заказов фронтовиков — сложный ремонт боевой машины — успешно и досрочно выполнили печник И. И. Санько и котельщик В. А. Призенко. Норма выработки Призенко превышала 500%, а Саенко — 400%.

Наиболее крупные оперативные перевозки в оборонительный период битвы за Кавказ были осуществлены Орджоникидзевской железной дорогой в первой половине августа 1942 г., когда на оборонительные рубежи (по рекам Терек, Сулак и Самур) было перевезено 3335 вагонов с войсками, вооружением, боевой техникой, боеприпасами и другими материальными средствами. В ходе подготовки к наступлению железнодорожным транспортом с 1 сентября 1942 г. по 1 января 1943 г. перевезено 59,5 тыс. вагонов снабженческих грузов.

Для накапливания необходимых запасов боеприпасов и восполнения их расхода в наступательной операции с центральных баз и складов, предприятий военной промышленности за шесть месяцев было подано 2 тыс. вагонов, 330 вагонов, загруженных патронами и гранатами, 2120 тыс. мин всех калибров, 778 тыс. выстрелов наземной артиллерии и 520 тыс. выстрелов зенитной артиллерии.

В тяжелые для города дни промышленные предприятия продолжали работать, несмотря на артиллерийские обстрелы и бомбовые удары противника. Бесперебойно работали все предприятия пищевой промышленности (нарком 3. В. Боциев) снабжавшие продукцией Красную Армию и население города.

Ни на минуту не останавливались заводы «Электроцинк», «Стеклотара», ОВРЗ им. С. М. Кирова, БМК им. А. И. Микояна, Садонский полиметаллический комбинат, литейно-механический завод, мастерские ремесленного и железнодорожного училищ, предприятия промысловой кооперации, кожзавод, швейная фабрика им. С. М. Кирова, лесозавод «Красное знамя», Орджоникидзевский протезный завод. Здесь и на Ряде других предприятий изготовлялись боеприпасы, средства борьбы против вражеских танков (минометы, квадратугломеры, химзапалы, взрыввещества), седла, кавалерийские сабли, полушубки, обмундирование и т. д.

Завод «Стеклотара» за короткое время выдал для фронта большое количество противотанковых химзапалов в комплекте, прицелов для М-50, авианасосов, ускорителей тормозов для санпоездов и пропиточные машины. Завод цинковых белил (директор А. К. Курбатов) за 10 месяцев 1942 г. освоил годовой производственный план в неизменных ценах на 136,6 %85. Швейная мастерская Наркомместпрома (директор И. М. Голенев) за год произвела продукции на 109,5%, артель «Оспищепром» (председатель Г. Б. Ахполов) выполнила план на 146,5%, артель «Острикотаж» (председатель М. И. Зайцева) — на 109,6% и т. д.

Наиболее крупные оперативные перевозки

Городская электростанция не прекращала своей работы. Электромонтеры А. И. Абрамович, И. Ф. Белых, И. А. Левис, 3. М. Мурадянц 2 и 3 ноября 1942 г., во время налетов вражеских самолетов, невзирая на опасность, устраняли повреж¬дения на линиях электропередач по улицам Маркова и Маркуса, обеспечив бесперебойную работу больницы, учреждений и предприятий. Автоуправление (начальник А. Н. Загашвили, начальник гаража К. Л. Кирокозов, механик В. Н, Кушашвили и начальник цеха автомастерских А. С. Вацинский) в эти дни круглосуточно обслуживало спецперевозки, производило ремонт войсковых машин, танкеток.

Самоотверженно обеспечивали специальные перевозки в самые трудные минуты осады города и боев за г. Орджоникидзе шоферы В. С. Иванов, В. Ф. Николашвили, С. Н. Делиев, М. В. Денисов. Городской водопровод снабжал водой городское население. Под руководством начальника отдела капитального строительства Т. Д. Тибилова велись аварийные работы. Подлинный трудовой героизм проявили в те дни слесари П. С. Сухоруков, П, В. Зибров и землекоп 3. И. Мурадян, устранившие 24 крупных аварийных очага на улицах Редантской и Тбилисской.

Предприятия местной промышленности за этот период выпустили 80 видов продукции, из них 38 непосредственно для Красной Армии, в том числе 1977 шапок-ушанок, 706 полушубков, 290 седел, 890 пар спецобуви.

На оставшемся после эвакуации оборудовании ОВРЗ им. С. М. Кирова для Краской Армии в те дни было изготовлено 20 068 шт. железных строительных скоб, 1313 железных лопат, 100 крышек к дотам и т. д. Кроме того, ОВРЗ выпустил до 350 автомашин лесоматериала и шпал, свыше 300 т металлолома, которые были использованы в строительстве оборонительных сооружений вокруг города. Не приостанавливали своей работы Севосторг (директор Н. А. Джанаев), Спецторг (директор Г. И. Губанов), «Интурист» (директор В. И. Зимин), которые обеспечили бесперебойное питание и снабжение воинских частей и населения.

В те дни «Правда» писала: «Если наши воины, хорошо вооруженные и экипированные, снабженные богатой техникой, сытые и тепло одетые, обрушивают на гитлеровские полчища удар за ударом, то в этом великая заслуга советского “тыла, мощным плечом подпирающего фронт”.

Ценой титанических усилий, благодаря беспримерному подвигу рабочего класса, в труднейших условиях меньшими, чем до войны, силами наш многонациональный рабочий класс претворял в жизнь военно-экономическую политику Коммунистической партии и Советского правительства. В дни битвы за Кавказ в осажденном г. Орджоникидзе североосетинские рабочие, как и рабочие героического Сталинграда, на отремонтированных ими танках и автомашинах вступали в бой, помогая армии остановить, а затем отбросить врага.

Огромные задачи экономического военно-политического значения были поставлены в годы Великой Отечественной войны перед сельским хозяйством.

Колхозное крестьянство должно было снабжать Красную Армию и трудящихся страны продовольствием, а промышленность — сырьем. Эти задачи труженики села выполняли в исключительно тяжелой обстановке. Мужчины — наиболее квалифицированная и трудоспособная часть рабочей силы села — ушла на фронт. Сотни автомашин, тракторов и лошадей были направлены для нужд армии, в результате чего материально-техническая база сельского хозяйства резко сократилась.

Уже в конце 1941 г., несмотря на большие трудности, бюро обкома ВКП(б) с удовлетворением отмечало производственный и политический подъем в колхозах, которые в связи с мобилизацией стали работать намного производительнее и организованнее. Резкое увеличение выхода на работу женщин, престарелых, учеников, повышение производительности труда, позволило колхозам успешно развернуть полевые работы, значительно сократив сроки подготовки к уборке урожая.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *