Народные игры, виды

deti

Игры бывают разные, например, прятки, игры с мячом, догонялки, крестики-нолики и др. В какие же игры играли дети в древние времена? Когда возникли игры? Давайте вместе поищем ответы на эти вопросы.

Что такое игра?

Игра — это досуг и развлечение. Так ли это? Как вы думаете? Конечно да, но не только это. Игра — это ещё и серьёзное дело. Даже сами не задумываясь об этом, дети, играя, ещё и многому учатся. Например, активные игры помогают им расти сильными и здоровыми, также их целью является развитие навыков общения, совместных действий в группе со сверстниками.

dvor igry

Как возникли игры?

Во все времена и у всех народов дети в своих играх повторяли повседневные занятия взрослых, так ещё с глубокой древности дети постепенно готовились к взрослой жизни. При воспитании детей уже в древние времена во главу угла ставились три задачи: укрепление здоровья, развитие трудовых навыков, воспитание нравственных качеств.

byt

Взрослые через разного вида занятия старались, чтобы ребёнок рос физически сильным. Физическое воспитание у земледельческих народов осуществлялось в основном через участие в сельскохозяйственных работах, в помощи по дому и хозяйству. У кочевых племён ребёнка с детства приучали крепко держаться в седле. Ребёнок, участвуя в подвижных играх и соревнованиях, рос здоровым, сильным, выносливым, быстрым. Таким образом, игры с давних пор являлись незаменимым средством в воспитании юного поколения.

Виды народных игр

Существуют разные виды игр: сюжетные, развивающие, подвижные, театральные и др. Все они развивают мышление, реакцию, способствуют расширению кругозора детей. Народные игры всегда понятны, легки и интересны. Во время игр дети, фантазируя, представляют себя разными героями, например батырами, и, исполняя свои роли, стараются показать себя самыми ловкими, находчивыми, быстрыми. Это особенно ярко отражается в сюжетных играх.

sabantui
Сюжетные игры ведут свою историю с древнейших времён. Они возникли как подражание действиям взрослых (охотник, земледелец, строитель) и разных зверей (волка, лисицы, птиц).

igra v kukly

Со временем формы и содержание этих игр менялись, усложнялись и совершенствовались, в них включались элементы народных мифов и верований. Например, в память о реальных и мифических героях люди устраивали театрализованные представления, изображавшие их легендарные
подвиги, часто они являлись частью таких народных праздников, как Сабантуй, Джиен и др. Со временем они теряли функцию обряда и продолжали существовать как детские развлечения. aksharuПример такой игры — «Акшару». По правилам игры дети, взявшись за руки, образуют круг, в середине которого находится ведущий. Дети ходят кругом и поют песню, в которой восхваляют качества будущей невесты или жениха. Когда песня заканчивается, ведущий приглашает на своё место кого-нибудь из круга, а сам встаёт на его место. Игра продолжается.

Народные игры на смекалку

Кроме сюжетных игр, дети всегда любили играть и в развивающие игры. В этих играх главной целью является стремление показать остроту своего ума, находчивость, наблюдательность…
Правила игры могли различаться в зависимости от фантазии детей. Давайте вспомним хорошо всем знакомую игру «Очты, очты» («Летят, летят»). Дети встают в круг. Один из них является ведущим и встаёт в середину круга. Он, поднимая руки и говоря «летят, летят», называет предметы, вещи, животных. Остальные должны быть очень внимательны и поднимать руки при упоминании только того, что действительно способно летать. Тот, кто ошибся, либо выбывает из игры, либо становится на место ведущего. Данная игра хорошо развивает внимание у детей.

letyat letyat
Кроме того, к данному виду игр относятся и игры «Без-без, без идек», «Эйе, эйе димэскэ, ак, карага тимэскэ» и др.

Подвижные игры

ak soyakДети всегда больше всего любили и любят подвижные игры. Они никогда не надоедают и не наскучивают. Судя по сюжету, большинство подвижных игр возникли как подражание действиям взрослых. Среди них встречаются и возникшие на основе древних обрядов и языческих верований, и сохранившиеся до наших дней.

Например, игра «Ак сөяк» связана с традициями тенгрианства. Особенностью её является то, что она проводится в лунную ночь, поскольку наши предки в древние времена почитали Луну. По древним верованиям, Луна считалась самым сильным и самым священным среди небесных божеств. Люди верили, что она обладает могущественной силой и способна изменять судьбы. Наши предки, играя в лунную ночь в «Ак сөяк», верили, что Луна приносит им счастье и богатство.

В этой игре используется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и один из игроков по жребию забрасывает кость как можно дальше, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать кость. Первым нашедший кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстрее добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то проигравшая команда развлекает победителей, чаще всего песней.

В некоторых регионах, где живут татары, сохранилась игра «Ашык». Это народная игра с косточками из овечьих коленных суставов. Дети собирают кости всю зиму, а с наступлением весны играют с ними в «Ашык». Кости устанавливают в одном месте. Цель игры — попасть палкой в кости с определённого расстояния. Тот, кто набирает большее количество сбитых костей, тот и выходит победителем. Подобные игры, по представлениям наших предков, должны были помочь им увеличить поголовье скота.

ashyk
Несмотря на то, что история этих игр была связана с различными поверьями, гаданиями, со временем их религиозно-мифическое содержание забылось.
Популярная игра в прятки также имела ритуальные корни. Она считается самой любимой игрой детей всех народов.
Эта игра развивала у детей внимательность, ловкость, резвость, находчивость.
У татар сохранилось множество считалок, которые водящий произносил во время игры. Вот одна из них:

Полярная звезда — твой прадед,
Бело-сивый конь — с уздечкой,
Сивый конь — осёдлан,
Рыжий конь — с подвязкой уздечки,
Гнедой конь — торылдырык,
Выбегай в сторону севера!

Здесь упоминаются древние татарские названия созвездий («Тимер Казык», «Акбуз ат» и «Кукбуз ат»): тюрки верили, что полярная звезда — это железная ось (дословно: «Тимер Казык»), которая держит в порядке небесный свод и звёзды, а расположенные рядом с ней созвездия — это волшебные кони («Акбуз ат» и «Кукбуз ат»), привязанные к этой оси и способные привести людей к их заветной цели.
К подвижным народным играм относятся и такие, как «Айлян-байлян», «Кабыргалы камчылы» и др.

pryatki
Игры всегда основаны на правилах и их содержанием является достижение определённой цели — победы. Данные игры не только развивают физически, но и учат детей порядку и честности, жить по правилам, стремиться к победе, не нарушая установленного порядка и правил поведения. Ведь в игру можно играть только тогда, когда все её участники заранее договорились о правилах игры и все готовы им неукоснительно следовать.
Таким образом, уже с древних времён игры являлись неотъемлемой частью жизни детей. При всём разнообразии их видов все игры объединяет то, что в них играют лишь по желанию, ради получения удовольствия от игры. Многие виды народных игр дошли до нас, и они до сих пор являются одними из любимых развлечений детей.

Игра «Кого вам?»

Возможно, это одна из самых старых игр. Основное место в ней занимает игрок, изображающий всадника. Предположительно данная игра произошла из состязаний, когда молодые люди верхом на конях мечом или копьём на скаку рубили или опрокидывали какой-либо предмет или преграду.
Обычно в игре принимает участие большое количество людей, образующих пары. Несколько пар, взявшись за руки, встают напротив друг друга на расстоянии 30 шагов. Каждая группа держится за руки. Первая пара напевает первый куплет песни, заканчивающейся словами: «Кто из нас вам нужен?»
Другая группа называет имя любого игрока из противоположной группы, вставляя его или её имя в свой куплет песни (например, «Мы хотим девушку по имени Фатима!»).
Названный участник, разбежавшись, старается прорваться через сцепленные руки соперников. Если он сможет разорвать цепь, то может забрать в свою команду одного из тех, кто не смог его удержать. Если не сможет разорвать цепь, то сам должен перейти в их команду. Так каждая из команд, попеременно напевая, выкликает по одному игроку, пока в одной из них не останется парных игроков.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий