Наша авиация в декабре 1941

авиация
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Накануне Нового 1942 года

В декабре зенитная артиллерия Западного фронта действовала более успешно, чем в период оборонительных боев. Сказалось увеличение количества частей и подразделений. Если в начале ноября войска фронта прикрывались 10 зенитными дивизионами, то в середине декабря действовало 16 дивизионов.

По официальным данным, за месяц удалось сбить 64 вражеских самолета, потратив на уничтожение каждого в среднем 194 снаряда, т. е. в два раза меньше, чем в осенние месяцы 1941 г. Одно из трех полностью укомплектованных подразделений — 196-й зенитный дивизион 82-й мотострелковой дивизии, вооруженный двенадцатью 76,2-мм пушками, сбил 16 немецких самолетов. Меткие зенитчики, возглавляемые капитаном А.Е. Марченко, прикрывали в ходе контрнаступления войска 5-й армии.

Успехи советских авиаторов оказались скромнее. Отчеты истребительных частей в декабре весьма оптимистичны. Более 200 неприятельских машин якобы сбиты в воздушных боях в зоне действий группы армий «Центр». Из этого количества 109 самолетов занесли на свой счет летчики ВВС Западного фронта, 88 — истребители 6-го иак ПВО, среди которых шесть неприятельских машин они уничтожили на земле. По немецким данным, потери в воздушных боях в этом месяце не превышали 25 — 30 самолетов 8-го авиакорпуса. Постараемся понять причины невысокой результативности советских летчиков-истребителей.

Общее количество самолетов несколько возросло, но число боеспособных машин уменьшилось. Несмотря на ввод в состав 6-го иак трех новых авиаполков, в т. ч. подготовленного к полетам в любое время суток 291-го иап майора М.Т.Шаболтаса, количество летчиков, готовых к полетам днем, сократи-лось с 470 до 424, а ночью — с 105 до 75.

Также видно, что напряжение боевой работы и потери сократились во второй половине декабря. В это время абсолютное большинство вылетов было связано с патрулированием над столицей и важными объектами фронтовых тылов. Дальние рейды во второй половине декабря подразделения люфтваффе предпринимали редко, и встреч в небе советских истребителей с противником поэтому стало меньше.

В полках ПВО заметно обострились в конце года технические проблемы. Изобретательность умельцев при ремонте материальной части не могла восполнить недостатка запасных деталей и агрегатов. Не хватало моторов АМ-35А и М-105П для замены вышедших из строя. Из отчета штаба 6-го авиакорпуса следовало, что 19 декабря для пополнения всех эскадрилий до штатной численности соединению необходим был 221 самолет, в т. ч. 106 МиГ-3.

МиГи авиакорпуса вынесли основную тяжесть боевой работы в небе Москвы, но с ноября 1941 г. их массовое производство практически прекратилось. Лишь опытный завод № 155 строил МиГ-3 после указанного времени в ограниченных количествах.

В следующем месяце военная приемка приняла всего 27 оставшихся МиГов, после чего конвейер завода № 1 полностью перешел на выпуск Ил-2. За 1940—1941 гг. авиаполки ПВО столицы получили 361 истребитель Микояна и Гу-ревича. Из этого количества 152 машины передали из ПВО в части фронтовой авиации, 90 составили боевые потери, 16 списали в результате аварий и катастроф, а 21 аварийный МиГ-3 удалось снова ввести в строй. Многие истребители выдержали по три — четыре восстановительных ремонта.

авиация

В находившемся в Загорске (ныне Сергиев Посад) 27-м иап из 31 МиГа 19 декабря 1941 г. могли подняться в небо только 13. Одна из основных причин низкой бое-способности состояла в том, что большинство машин части покинули сборочные цеха завода № 1 прошлой зимой (1940—1941 гг.). Среди неисправных самолетов имелось и пять МиГ-1. В 34-м иап во Внуково один МиГ-1 продолжал вылетать на боевые задания и в начале 1942 г.

Авиаторам 11-го иап, подобно коллегам из 16-го, 27-го и 34-го полков, посчастливилось первыми осваивать новые типы истребителей. На их долю выпали изучение и оценка машин конструкции А.С. Яковлева. В полку с октября 1940 г. шли войсковые испытания предсерийных И-26, будущих Як-1. Остался ли к концу 1941 г. в строю хоть один самолет войсковой серии, установить не удалось. Зато известно, что многие летчики полка Г.А. Когрушева считали первые Яки лучше построенных в конце 1941 г. вследствие легкости управления и чистоты линий.

Так, лейтенант С.И. Кацевал обратил внимание, что прежде при полете с открытым фонарем вблизи земли Як-1 разгонялся до 450 км/ч, а теперь (в январе 1942 г.) только до 400 км/ч. Как зафиксировали инженеры НИИ ВВС, потеря скорости произошла из-за ухудшения отделки и грубого покрытия машины мелово-клеевой краской при помощи кисти, установки истребителя на лыжи, подвески под крыло ракетных орудий, реактивных снарядов и других причин. В то же время построенные до войны Як-1 имели большое количество производственных и конструктивных дефектов, которые удалось отчасти устранить к рассматриваемым событиям.

МиГи и Яки справедливо считались лучшими советскими истребителями в конце 1941 г., но машин обоих типов катастрофически не хватало. Более благополучное положение наблюдалось с выпуском ЛаГГ-3, однако они не получали положительной оценки летного состава. Отдавая должное достаточно мощному и надежному вооружению машин первых серий, авиаторы считали ЛаГГ-3 тяжелым в управлении, маломаневренным, уступавшим в скорости всем модификациям «мессершмиттов». Но при нехватке самолетов и истребители Лавочкина, Горбунова и Гудкова приходилось считать за благо.

К декабрю 1941 г. в результате оккупации части территории СССР, потери промышленных мощностей, стратегических запасов, эвакуации сотен предприятий валовая продукция промышленности страны сократилось почти вдвое. В конце года Советский Союз по объему производства важнейших видов продукции отставал от Германии вместе с завоеванными ею странами примерно в пять раз. Трудности нашего народного хозяйства усугублялись недостатком рабочей силы. Миллионы квалифицированных специалистов оказались мобилизованы в армию, значительная их часть осталась на оккупированной территории или сражалась в партизанских отрядах. К концу 1941 г. численность рабочих и служащих не превышала 18,4 млн. человек, или 60% довоенного уровня.

За счет аккумуляции основных усилий страны оборонная промышленность развивалась заметно динамичнее, чем экономика в целом. В ряде ее отраслей, в т. ч. в авиапромышленности, удалось в конце декабря остановить спад производства. В этом месяце заводы выпустили 896 самолетов всех типов, среди которых 728 составляли боевые. (Для сравнения: люфтваффе получили в декабре 1941 г. 978 самолетов, в т. ч. 85 транспортных, 55 тренировочных и 176 других типов, включая планеры). По количеству выпущенных боевых машин основных классов СССР не отстал от Германии, несмотря на все трудности.

Выше рассказывалось о важных решениях в области авиации, принятых в середине декабря гитлеровским руководством. Не менее принципиальные вопросы развития авиации рассматривало и советское правительство.

Решения по ним облекались в форму постановлений Государственного Комитета Обороны. Так, в декабре 1941 г. ГКО требовал уже к концу месяца восстановить производство эвакуированных заводов № 31 в Тбилиси до трех ЛаГГ-3 в сутки, № 135 в Перми — до трех Су-2 в сутки, №301 в Новосибирске — до двух Як-1 в сутки…

Тогда же были приняты меры по повышению технологической дисциплины в Саратове на заводе № 292, по объединению в Иркутске заводов № 39 и 125 в целях выпуска бомбардировщиков Пе-2 и разведчиков Пе-3; по организации сборочной базы в подмосковном Раменском и отправке сюда россыпью деталей и узлов самолетов из Поволжья по железной дороге; по консервации производства тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 в Казани и наращиванию здесь выпуска Пе-2 с трех машин в сутки до пяти к концу января 1942 г. Большинство мероприятий касалось общего функционирования авиапромышленности страны в условиях, когда враг стоял у стен Москвы.

Под контролем Ставки ВГК шло формирование авиа-полков в тылу. Управление формирования и боевой подготовки направило на фронт в декабре 42 различных полка, но только 17 из них имели на вооружении современные истребители, бомбардировщики, штурмовики.

Наиболее распространенными типами самолетов, отправленными в конце года на фронт, являлись У-2 — на них сформировали 16 авиаполков, большинство из которых приняли участие в сражении под Москвой. После завершения грандиозной битвы инженерно-авиационная служба ВВС подытожила: с ноября 1941 г. по февраль 1942 г. удалось оборудовать бомбардировочным и стрелковым вооружением около 2500 бипланов У-2, Р-5 и P-Z. При всех достоинствах импровизированных ночных бомбардировщиков, по летным и боевым характеристикам их нельзя сравнивать с немецкими цельнометаллическими монопланами.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *