Наши истребители в небе Москвы

истребители в небе Москвы
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Накануне Нового, 1942 г. особенно часто поднимались в небо капитан А.Н.Катрич, старший лейтенант А.Ф. Ковачевич, младший лейтенант В.Н.Матаков. Последний к середине января 1942 г. выполнил 163 боевых задания, в том числе 54 — на атаку наземных целей.

Действуя самоотверженно и решительно, отважный летчик доложил об уничтожении 123 грузовых автомашин, 87 повозок, 38 крытых фургонов, 5 бензоцистерн. Трижды МиГи Матакова получали такие серьезные повреждения, что после приземления их приходилось списывать. В одном бою после близкого разрыва зенитного снаряда истребитель перевернуло через крыло, заклинило элерон, но летчик сумел справиться с управлением поврежденного МиГ-3. Механики впоследствии насчитали в машине 29 пробоин. «Золотой Звезды» Героя В.Н.Матаков был удостоен 4 марта 1942 г.

«Боевой командир, бесстрашный летчик-истребитель» — так характеризовало командование корпуса в наградном листе старшего лейтенанта 28-го иап И.М.Холодова. К концу января 1942 г. он одержал шесть побед в воздушных боях, в том числе три — на подступах к Москве.

Отмечалось, что Холодов и его однополчане Е.М. Горбатюк и А.У. Федоров выполнили около сорока вылетов на штурмовку каждый. У многих летчиков вырабатывались свои тактические приемы. Так, авиаторы 28-го иап стремились на небольшой высоте пересечь линию фронта в районе лесных массивов и с тыла атаковать неприятельские колонны, чтобы затем уйти на большой скорости на свою территорию.

Действуя в полосе 5-й армии, летчики 172-го иап не допустили ни одного случая потери ориентировки, хотя часто вынуждены были вылетать на задания при плохой видимости и низкой облачности.

Хорошо зная район боев и будучи уверены в надежной работе материальной части, они в короткие зимние дни совершали по пять — шесть боевых вылетов на самолетах Як-1, МиГ-3, а впоследствии и ЛаГГ-3. Особенно успешным выдался день 7 января — удалось РСами поджечь 38 автомашин и взорвать склад боеприпасов. 10 января генерал Г.К. Жуков отметил в своем приказе авиаторов части и представил к наградам лейтенанта Л. Крайпина (149 вылетов и два сбитых самолета противника) и младшего лейтенанта А. Дроздова (140 боевых вылетов).

Летному составу 16-го иап командование неоднократно ставило задачу: «выкуривать» фашистов из населенных пунктов и уничтожать на марше. Чаще всего возглавлял штурмующие группы капитан Н.П. Дунаев. Оценивая состояние отступающего неприятеля, он докладывал, что «противник представлял из себя отдельные роты и взводы на автомашинах, а большей частью на подводах, с незначительным количеством танков и орудий ПТО».

За месяц боевых действий с 8 декабря 1941 г. МиГи полка совершили 172 вылета для поражения германских наземных войск. Как указывалось в отчете части, «по самым скромным подсчетам, было уничтожено 6 танков, 383 автомашины, 8 бронемашин, 209 повозок, 3 полевые пушки, 4 трактора; рассеяно и уничтожено 2250 солдат и офицеров противника».

истребители в небе Москвы

4 января летчики 16-го иап шесть раз появлялись над позициями немецких войск в районе Малоярославца. Из третьей штурмовки не вернулись старший лейтенант И.Н. Заболотный и лейтенант И.П. Шумилов. Это были лучшие асы полка после раненого И.Ф. Голубина.

На счету Заболотного значились 8 личных побед, а Шумилова — 5 личных и две победы в группе. Поздно ночью следующего дня в полк вернулся Иван Петрович Шумилов, получивший сильные ожоги. Он доложил, что винтом своего самолета отрубил хвост проскочившему вперед «мессершмитту» и с высоты 200 м покинул вспыхнувший истребитель с парашютом, а Заболотный погиб в бою.

По данным советских архивов, под Москвой было совершено 23 тарана, но лишь однажды целью советского летчика стал «мессершмитт». Подтвердить или опровергнуть этот случай по немецким данным не удалось, так как отсутствует информация о потерях ряда частей и соединений люфтваффе под Москвой, в том числе и эскадры JG51, за начало января 1942 г. В мемуарной литературе приходилось встречать упоминание, будто на борту уничтоженного Шумиловым Bf109 красовался нарисованный дракон.

Такое вполне могло быть, поскольку выводимая в ноябре группа III/JG3 — а капоты их машин имели подобное изображение — передала свои исправные истребители «мельдерсовцам». Командование 6-го иак высоко оценило подвиги лучших своих летчиков: 4 марта 1942 г. три Ивана 16-го иап ПВО — Голубин, Заболотный и Шумилов — были удостоены званий Героев Советского Союза.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Наши истребители в небе Москвы
  1. Ребята. По количеству вылетов в сутки. И поражению на вылет. Четкое впечатление про жёсткий урожай конопли…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *