Насколько хорош был боевой флот Петра I

русский флот
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...

Немногие из имеющихся на свете кораблей способны нанести вред русским кораблям, особенно тем, что построены в С.-Петербурге, которые, если их снабдить достаточными командами, обладают отличными мореходными качествами, и они бесподобно хорошо снабжены мачтами, парусами, якорями, канатами и проч. — всё это собственные российские произведения, из которых выбирается всё самое отборное для императорского флота.

Каждый командир имеет право браковать и требовать нового, а, так как количество и качество требуемого предоставляется определять последнему, это в прежнее время приводило к непомерным расходам и теперь ещё обходится недёшево.

Это ценное преимущество, заключающееся в хорошей мореходности кораблей, доставляет, однако, царю меньшую, чем можно было бы ожидать, пользу по причине чрезмерной предрасположенности его к своим природным офицерам и нижним чинам, проистекающей из целого ряда одержанных им побед, побуждающей его ежегодно отправлять в плавание большее число кораблей, чем он в состоянии снабдить сколько-нибудь опытными матросами.

русский флот

Ввиду этого в случае преследования неприятеля или, наоборот, погони со стороны такового, они окажутся неспособными ни управлять должным образом парусами, ни маневрировать кораблями так быстро, как это требуется в таких обстоятельствах.

Ещё менее подготовлены они к действиям во время свежих ветров и непогоды. Хотя здесь срок для плавания кораблей в море сравнительно короток и летом бури бывают реже, тем не менее они должны быть к ним готовы и им приходится не один раз испытывать различные ветры и бурное море.

Однако страстная жажда славы не позволяет царю убедиться в своей ошибке. Если какой-либо русский пытается обратить его внимание на неё, он рискует быть заклеймённым одиозным прозвищем старорусского, то есть недовольного славным образом правления его величества.

Также этот государь никогда не допускает, чтобы его природный подданный вступал в спор относительно морского искусства; когда же на это решается иностранец, тогда в смелости последнего или способностях его начинают сомневаться или о нём по меньшей мере составляется понятие, что он не слишком высокого мнения об успехах, сделанных россиянами.

Хотя, действительно, всякий бывший свидетелем поведения их кораблей в море при сильном ветре без пруда должен убедиться в том, что в подобный момент значительно уступающая им по численности сила легко могла бы атаковать и уничтожить их при одном лишь условии, чтобы был достаточный простор, для того чтобы помешать им уйти в свои гавани.

При таких условиях, хотя бы они и не находились в особенной панике и, следовательно, сохранили бы способность принимать здравые решения, они всё же никогда не сумели бы управлять своими кораблями, как это следовало бы делать, а ещё менее того они в состоянии сделать это после 10- или 12-дневного пребывания в море, когда многие уже поражены морскою болезнью или другими недугами, а остальные мыслью о предстоящем сражении при неблагоприятных обстоятельствах и на стихии, столь неприязненной большинству из них, и большая часть их кажется растерянными, что усиливается постоянною враждою, существующею между сухопутными и морскими офицерами и их подчинёнными.

Офицеры из-за сознания неопытности своих людей опасаются открывать орудийные порты или ослаблять привязи у пушек, боясь, как бы, вследствие дурного управления рулём или чем-нибудь другим, вода не хлынула в орудийные порты или сами пушки не сорвались и не создали бы тем угрозы затопления корабля, особенно ввиду того что россияне известны свойством уклоняться от опасности даже тогда, когда для предотвращения неизбежной иначе гибели требуется немедленное проявление присутствия духа.

Люди же истолковывают предосторожности офицеров самым извращённым образом, теряют остающуюся бодрость духа, так что при встрече с неприятелем от замешательства и сомнения в успехе выказывают низкую исполнительность, стреляют не так быстро и не столь уверенно, как могли бы.

Даже в относительно тихую погоду, когда люди в состоянии проявить себя лучше, неприятель всё же будет иметь перед ними большое преимущество благодаря плохому качеству их пороха. Командиры же, хорошо зная риск, которому они подвергаются, более всего опасаются взрыва на своих кораблях, что может произойти от трусости, невежества и смятения плохо дисциплинированной толпы.

Российские военные корабли ни разу не участвовали в сколько-нибудь достопримечательном деле, а когда вступали в бой, то всегда в пропорции четыре к одному.

Каков будет метод, избранный царем для морской подготовки своего народа, одно лишь время укажет, так как обыкновение обращаться с иностранцами в России стало настолько известно, что одни только не имеющие возможности долее оставаться в других странах станут приезжать сюда; отсутствие же надлежащего при этом обеспечения для лиц, ставших неспособными продолжать службу по старости или вследствие несчастного случая, является также дополнительным предостережением.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *