Немецкие подводные палачи

лодка второй мировой войны U-48
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (13 оценок, среднее: 4,92 из 5)
Загрузка...

Герберт Шульце начал морскую службу морским кадетом в 1930 году в надводном флоте. В 1938-м, будучи уже оберлейтенантом, перешел в подводный флот.

С первого дня войны Герберт Шульце был в числе самых результативных командиров-подводников Германии, его лодка U-48 из состава 7.U флотилии Wegener долгое время считалась самой «везучей». Согласно официальной историографии рейха, первой подводной лодкой, добившейся успеха во второй мировой войне, стала U-47 Гюнтера Прина, потопившая ранним утром 5 сентября транспорт «Bosnia» (2407брт). Шульце на своей U-48 опоздал всего на несколько часов, добившись победы в полдень, но зато и результат у него был почти вдвое больше — пароход «Royal Sceptre» (4853брт).

Это были «счастливые времена» для германских субмарин, и естественно, что самая удачливая немецкая подводная лодка второй мировой войны U-48 большую часть своих жертв нашла в водах, омывающих Англию, именно в эти месяцы. Поскольку U-48 добилась своих результатов под командованием разных командиров, она получила право на двойную эмблему — на борту рубки рядом с эмблемой «кошки» был нанесен персональный знак командира, для капитан-лейтенанта Герберта Шульце — «Белая ведьма». Суммарный потопленный тоннаж U-48 под командованием трех незаурядных командиров- подводников, последовательно сменявших друг друга, к моменту гибели субмарины составлял 310407брт.

лодка второй мировой войны U-48

Известность в прессе пришла к Шульце раньше Прина, Шухарта и Кречмера, и вовсе не за его фантастическую результативность (тогда о ней говорить было еще рано), а после нагловатого сообщения, прозвучавшего в эфире. 11.09.39 после потопления очередного транспорта радиостанции мира приняли сообщение: «мистеру Черчиллю. Мы потопили транспорт «Flrby». Координаты 59.40 North, 13.50 West. Спасайте экипаж, если хотите!»

Его прозвали «Vaddi» (папаша) Шульце потому, что он пользовался большим уважением в экипаже. После 8 боевых походов в июле 1942 года Шульце был назначен командиром 3.U флотилией в Ла Поллисе (по другим данным он еше выходил в патрулирование на U-432 и участвовал в атаке конвоя SC48, совместно с субмариной Георг Лассен начал морскую службу в морской кадетской школе (Seeotfiziersanwarter) 1 апреля 1935 года. В начале войны Лассен служил первым помощником на U-29 капитан-лейтенанта Шухарта. За это время U-29 потопила 12 судов общим водоизмещением 80688брт и британский авианосец «Courageaus». С января по сентябрь 1941 года капитан-лейтенант Лассен командовал U-29, переведенной в учебную 24.U флотилию.

16 октября 1941 года Лассен принял под свою команду лодку U-160 10.U флотилии в Лорьяне и в первом же боевом походе к берегам США (зона от мыса Гаттерас до мыса Лукаут) в марте/апреле 1942 года потопил 5 судов (в т.ч. британский пароход «Ulysses») и повредил одно судно общим водоизмещением 43560брт. 23.09.42 — 9.12.42 года Лассен патрулировал в районе Карибских островов и потопил 10 судов общим водоизмещением 58235брт (возможно, что два из них только повредил), среди них крупный английский транспорт «Thorshavett» водоизмещением 11015брт.

Наиболее известным достижением Георга Лассена стало последнее патрулирование в южно-африканских водах, когда в ночь с 3 на 4 марта 1943 года он менее, чем за 5 часов потопил 6 судов общим водоизмещением 41076брт. Через 3 дня он был награжден дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Всего за эти 4 похода U-160 потопила 26 судов водоизмещением 156032брт (по др. данным 156082брт). В 1943 году Лассен передал свою лодку U-160 оберлейтенанту Поммер- Эшу и был назначен инструктором 1-го факультета офицерской академии в Пиллау («Offiziers-kompanie» 1st ULD — U-Boot-Lehrdivision).

Его бывшая лодка U-160 была потоплена 14.07.43 года у Азорских островов самолетами американского авианосца «Santee», все 53 человека экипажа погибли.

Эндрас поступил в морскую школу в 1935 году вместе с Зуреном, Лассеном и Бранди. Его подводная карьера началась в 1938 году, когда лейтенант-цурзее Эндрас стал старпомом Прина. Он участвовал в легендарном прорыве U-47 в Скапа-Флоу, и именно он нарисовал «пыхтящего быка» на рубке лодки при возвращении в базу. После этого похода, 22.05.40 года, Эндраса назначили командиром U-46.

В июне 1940 года Эндрас вышел на второе место по результативности в кригсмарине, уступая только своему бывшему командиру — Г.Прину. Эндрас дослужился до корветтен-капитана и потопил 22 судна (128879брт, по др. данным 128251 брт), в том числе и два британских вспомогательных крейсера «Carinthia» (20277т) и «Dunvegan Castle» (15007т).

Командуя U-567, он погиб 21 декабря 1941 года, когда лодка была засыпана глубинными бомбами британскими эскортным кораблем «Deptford» и шлюпом «Sapphire» и погибла северо- восточнее Азорских островов. Спастись из 47 человек экипажа не удалось никому. (Поскольку никто с воды поднят не был, а немецкие лодки британцы «топили» много чаще, чем те тонули по-настоящему, есть альтернативная версия, что U-567 погибла 16.12.41 года, пытаясь атаковать британский авианосец «Audacity»).

По крайней мере германское командование сообщило о гибели подлодки только спустя 3 месяца в официальном коммюнике от 31 марта 1942 года. Там тоже нет никакой ясности о картине гибели U-567, а сообщается только о том, что лодка не вернулась из патрулирования.

Мертен начал службу в кригсмарине в 1926 году. Сначала он был артил-лерийским офицером на крейсере «Konigsberg», позже служил на эскортном корабле типа F7. После этого Мертен был переведен на учебный линейный корабль «Schleswig-Holstein», на нем он участвовал в первых атаках Второй мировой войны (обстрел Вестерплятте в сентябре 1939 года). В подводный флот Мертен перешел с 1 мая 1940 года, он был направлен первым помощником на U-38 капитан- лейтенанта Генриха Либе.

11 февраля 1941 года он получил в свое командование лодку U-68 (серия IXC), на которой совершил 6 походов и по-топил 12 судов. На подводных лодках Мертен участвовал в операциях по всему миру — в Атлантике, Карибском море и в Индийском океане. Его лод-ка U-68 входила в группу «Eisbar» («полярный медведь»), которая в сентябре/октябре 1942 года, прийдя на юг из Северной Атлантики, потопила более 100000брт торгового тоннажа у берегов Южной Африки. Во время проведения этой рискованной операции были потоплены корабли обеспечения «Atlantis» и «Python». Мертен подобрал 72 человека, оставшихся в живых.

Следующий его поход был к берегам Западной Африки. За время похода 20.08.42 — 7.12.42 года U-68 потопила 9 судов суммарным водоизмещением 56329брт. По возвращению из похода Карл-Фридрих Мертен в январе 1943 года вступил в командование тренировочной 26.U флотилией в Пиллау. В марте 1943 года он был переведен командиром в другую учебную флотилию — 24.U в Мемеле, которой он руководил вплоть до эвакуации в 1945 году.

За время боевых патрулирований Мертен потопил 29 судов противника общим водоизмещением 180869брт. Его бывшая лодка U-68 в апреле 1944 года была потоплена самолетами американского авианосца «Guadalcanal» вместе со всем экипажем. После войны Мертен занимался судоподъемом вместе с другим незаурядным командиром-подводником Леманн Вилленброком. Позже он работал в судостроении.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *