Немецкий подводник, ставший архитектором

U-617
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Альбрехт Бранди начал морскую службу в морской кадетской школе (Seeoffiziersanwarter) 1 апреля 1935 года. Прием этого года включал многих прославившихся потом подводников — Рейнхарда Зурена, Георга Лассена, Энгельберта Эндрасса. С сентября 1939-го полгода кадет Бранди проходил морскую практику на борту крейсера «Karlsruhe». После чего прослушал полный курс в военно-морском училище в Мюрвеке с июня 1936 по март 1937 года. В курсах специализации изучил миннотральное дело.

Накануне Второй мировой войны Бранди был распределен на тральщик М-1. Корабль, на котором он служил, участвовал в операции против польского полуострова Вестерплятте, стоя в эскорте устаревшего линкора «Schleswig- Holstein». К этому времени относится первая попытка Бранди оставить малоперспективную службу на минных тральщиках и перейти в подводники. Но в ходатайстве ему было отказано. Более того, в мае 1940 года его назначили командиром того же тральщика М-1. Тем не менее, Бранди вновь предпринял шаги по переходу в подводный флот.

Это было время фантастических достижений немецких подводников, результаты их походов популяризировались в книгах, плакатах, буклетах, счет потопленных кораблей исчислялся десятками, а Бранди вел рутинный противолодочный патруль, ловил торпеды на учебных стрельбах и тралил фарватеры. Наконец, в апреле 1941 года, когда в Германии были предприняты шаги по увеличению количественного состава подводных сил, просьбу Бранди о переводе удовлетворили, и он был направлен на тренировочную базу подводников в Нейштадт (Гольштейн). Там он прослушал все необходимые курсы и сдал экзамены, но вынужден был ожидать распределения на действующую подлодку до августа 1941 года. В конце концов такой случай представился, и Бранди был переведен в Сен-Назер.

U-617

В конце 1941 года Бранди вышел в море на борту субмарины U-552 в качестве помощника капитана (Kommandantenschuler). Это была прославленная в германском флоте «лодка красного дьявола» капитан-лейтенанта Эриха Толпа. Субмарине была назначена оперативная зона действий в районе Азорских островов, но уже в море приказ изменился. США вступили в войну, лодку направляли к берегам Канады. Такая переориентация выглядела скорее политическим демаршем, чем продуманной операцией. U-552 ушла в сложный навигационный район в штормовой период года без карт и зимнего обмундирования. Тем не менее и в этих условиях в районе мыса Рэйс Толп сумел потопить 2 транспорта водоизмещением 7000брт. В ходе плавания постоянно возникали проблемы то с торпедами, то с энергетической установкой U-552, но служба с одним из лучших командиров германского подводного флота послужила для Бранди отличной школой.

9 апреля 1942 Бранди перевели командиром на новую лодку U-617. Когда он принял этот корабль, экипаж представлял из себя довольно пестрое зрелище — всего пять человек, кроме командира, имели опыт подводного плавания. В том же месяце U-617 была зачислена в учебную.U флотилию (Киль) и начала интенсивные тренировки. Именно из Киля Бранди вывел свой корабль в первый боевой поход, пунктом возврата для U-617 стал Сен-Назер. Бранди пришел в новую базу с четырьмя победами.

В ноябре 1942 года Бранди вывел U-617 из Сен-Назера во второе патрулирование. По возвращении он доложил о торпедировании эскадренного миноносца и потоплении одного транспорта (победы не подтверждены). Третий выход в море был связан с изменением театра боевых действия. U-617 направлялась на Средиземноморье. По пути в новый оперативный район лодке предстояло пройти Гибралтарский пролив, плотно патрулируемый англичанами, атаковавшими прорывавшиеся немецкие подлодки. Чуть было не досталось и Бранди: британский «сандерленд» сбросил на субмарину две авиационные глубинные бомбы, но промахнулся. Боевая обстановка на Средиземном море была напряженной: едва пройдя пролив, лодка Бранди встретила и атаковала британский конвой. Результаты атаки неизвестны, а эскортные корабли в течение 4 часов преследовали U-617, сбросив около 80 глубинных бомб.

С ноября 1942 года U-617 была переведена в 29.U флотилию, базирующуюся на Специю/Тулон (командир флотилии корветтен-капитан Фрауенхайм). Со Средиземным морем у Бранди связан боевой эпизод с потоплением его самого крупного трофея — 11.11.42 у берегов Марокко 11-617 потопила голландский транспорт «Nieuw Zeewland» (11069брт).

В начале четвертого боевого выхода в море лодку Бранди в течение трех часов преследовала вражеская субмарина. Поманеврировав около 3 часов в надежде, что противник совершит ошибку и «подставится», Бранди оторвался от преследования и продолжил патрулирование. В принципе, по уровню подготовки командира и команды U-617 вполне могла продолжить это единоборство с неплохими шансами на успех, но подобные задачи перед немецкими подводниками не ставились. После возвращения из этого похода 21.01.43 в Специи Бранди был награжден Рыцарским крестом. В течение 5-го боевого патрулирования 1.02.43 лодка U-617 под управлением Бранди потопила британский минный заградитель «Welshman». Это была ощутимая потеря для англичан, так как «Welshman» выполнял наиболее рискованные транспортные рейсы на Мальту.

11 апреля 1943 года, находясь в 6-м патрулировании, Бранди был награжден дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. По возвращению из похода Бранди сообщил о торпедировании крейсера (британский «Uganda»?) и одного крупного транспорта 23500 тонн (эти победы британскими данными не подтверждаются). В августе 1943 года Бранди вышел в свое восьмое боевое патрулирование. В этом походе, 6.09.43, Бранди потопил в 40 милях от Гибралтара британский эсминец «Puckerigde». Характерно, что в первые дни патрулирования через позицию субмарины прошли два британских авианосца — «Illustrious» и «Formidable». Но их курсы и эскорт не оставляли шансов для торпедной атаки. На этом везение U-617 кончилось. 11.09.43 ночью лодка была атакована самолетами британского авианосца у марокканского побережья. Три близких неконтактных взрыва полностью вывели корабль из строя, и Бранди приказал всплыть, направив субмарину на прибрежные отмели. У берега U-617 села на камни, что позволило экипажу перебраться на сушу.

Предстояло еще решить судьбу поврежденного корабля. Командир решил подорвать лодку торпедой. Для этого к торпеде был протянут и подожжен запальный шнур. На борту лодки в этот момент вместе с Бранди находился еще один матрос.

Рассчитывать на то, что при взрыве можно будет благополучно преодолеть вплавь расстояние, отделяющее лодку от берега, не приходилось. Такая попытка закончилась бы гибелью пловцов от гидравлического удара. Взвесив все и надев спасательные нагрудники, Бранди вместе с матросом остались на мостике, ожидая, когда догорит бикфордов шнур. О возможных последствиях и о том, как надлежит вести себя в подобной ситуации, они ничего не знали, так как в практике подобных случаев еще не было.

Взрыв торпеды в носовой части оказался не таким сильным, как ожидалось. Лодка, соскользнув со скалы, скрылась под водой. Двое находившихся на мостике, остались в живых и вскоре присоединились к остальным членам команды. Экипаж подводной лодки был интернирован испанскими властями. Бранди содержался в офицерском лагере в Кадисе, откуда он успешно бежал и пробрался в Германию. Позже в Берлине он подробно доложил Деницу о своих приключениях.

В январе 1944 года Бранди вернулся в Тулон и принял под командование субмарину U-380. Он успел совершить на этой лодке один боевой выход, прежде чем она была уничтожена 11.03.44 во время рейда американской авиации (9.USAAF) на Тулон. Бранди был переведен командиром на подлодку U-967 той же серии VIIC. Во время следующего боевого похода в июне 1944 года у U-967 выявились серьезные неисправности, и она была вынуждена вернуться в базу. Там Бранди передал командование субмариной оберлейтенанту Обербаху (Oberbach), но восстановить U-967 не удалось, и она была уничтожена своим экипажем 8.08.44 в Тулоне.

Через месяц капитан-лейтенант Бранди был назначен командиром Восточного подразделения подводных лодок Балтийского моря. 24.11.44 его наградили бриллиантами к Рыцарскому кресту. Среди подводников только двое имели такую награду (а всего бриллианты к Рыцарскому кресту получили в Германии 27 человек). В январе 1945 года Бранди возглавил Marinekleinkampfverbande (флотилия малых диверсионных лодок типов Biber и Seehund). После войны некоторое время Бранди содержался в плену (у канадцев), но в сентябре 1945 года был выпущен. В дальнейшем все свое свободное время он посвящал архитектуре и добился немалых успехов, проектируя дома и целые районы своего родного Дортмунда. Его проекты были реализованы и в других странах, в частности — в Саудовской Аравии. За проект района «Вестфалей» Бранди был принят в ротариклуб.

Умер Бранди после непродолжительной болезни 6.01.66 года, на его похоронах, торжественно обставленных моряками из бундесмарине, присутствовали почти все оставшиеся в живых члены экипажа U-617 и многие из «приема 35». С прощальной речью выступил фрегаттен-капитан Рейнхард Зурен, который назвал Бранди «рыцарем без страха и упрека» («Ritter ohne Furcht und Tadel»).

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *