Неожиданная атака

Неожиданная атака
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

10 августа 1942 года группа истребителей под командованием полковника Сиднева получила задание от командования Юго-Восточным фронтом прикрыть с воздуха большой караван судов общей численностью в 16 единиц, следовавший из Астрахани в Саратов.

Полковник рассредоточил свою группу из 12 истребителей по аэродромам-засадам. С этих аэродромов наши истребители и наносили удары по фашистским бомбардировщикам, которые неоднократно пытались атаковать караваны.

Суда вышли из Астрахани 14 августа 1942 года. На другой же день, 15 августа, 9 фашистских бомбардировщиков пытались нанести удар по ним. Уж очень заманчива была добыча из 16 судов.

Истребители Сиднева поднялись в воздух, когда фашистские самолеты были недалеко от цели.

Неожиданная атака, и один из фашистских стервятников врезался в землю! Остальные, беспорядочно побросав бомбы, поспешили убраться восвояси.

Вновь фашисты пытались атаковать наши суда 18 августа, но на этот раз, потеряв два бомбардировщика, они также ни с чем ушли на свою базу.

Не удались также попытки атаковать наш караван 19 и 20 августа. Так, все 16 судов с топливом прибыли целыми и невредимыми к месту назначения .

Шел к концу август 1942 года. Организация средств защиты волжской коммуникации позволила увеличить количество провозимых нефтепродуктов. Так, если с 23 июля по 5 августа 1942 года из Астрахани было отправлено вверх по Волге 57 тысяч тонн нефтепродуктов, то за следующие 16 дней, с 6 по 21 августа — 257 тысяч тонн.

Неожиданная атака

Борьба за волжскую коммуникацию не ослабевала ни на одну минуту.

20 августа бронекатер № 44 конвоировал караван судов в районе Сталинграда. Внезапно со стaкоты правового берега появилась группа вражеских самолетов, пытавшаяся атаковать караван.

Зенитчики бронекатера открыли артиллерийский и пулеметный огонь. Бомбы рвались недалеко от судов и бронекатера. Их осколками на буксируемых баржах один человек был убит и один ранен. На бронекатере был тяжело ранен командир мичман В. А. Сологуб.

В командование вступил старшина группы комендоров, и катер продолжал бой. Орудийный расчет, возглавляемый старшиной 2-й статьи Н. С. Калашниковым, метким огнем отправил на дно Волги одного фашистского стервятника.

Гитлеровские «асы», побросав как попало бомбы, ушли ни с чем. Ни одно судно каравана не было выведено из строя или повреждено.

29 августа бронекатер № 21 (командир мичман Н. Р. Горбов) огнем своей танковой пушки сбил вражеский самолет в районе Черного Яра.

Некоторые типы бронекатеров ВВФ, в том числе и бронекатер № 21, не имели на вооружении зенитных орудий, а только зенитные пулеметы. Их орудия были в танковых башнях, не приспособленных для стрельбы по воздушным целям, так как максимальный угол их возвышения не превышал 33-35 градусов. Оказалось, однако, что в некоторых случаях из этих орудий можно было вести огонь по самолетам. Для этого надо было, чтобы самолеты шли на небольшой высоте и были удалены на достаточное расстояние, что чаще всего и случалось.

Первым на Волжской флотилии успешно использовал эту возможность командир орудия бронекатера ленинградский комсомолец старшина 2-й статьи К. И. Лопатин.

Бронекатер стоял у левого берега Волги, когда над противоположным берегом реки появился вражеский самолет на высоте 800-1000 метров. Командир бронекатера мичман Н. Р. Горбов произвел несложные расчеты и приказал старшине 2-й статьи Лопатину открыть огонь. Одним из нескольких выстрелов тот сбил вражеский бомбардировщик Ю-88, который упал в районе Черного Яра.

После этого случая и другие бронекатера с танковыми орудиями вели огонь по вражеским самолетам, отгоняя их от охраняемых караванов судов.

Сквозное движение по Волге от Астрахани до Саратова продолжалось до 23 августа 1942 года, то есть до того времени, когда гитлеровские войска вышли к Волге в районе Акатовка — Ерзовка (севернее Сталинграда) и перерезали волжскую коммуникацию. Однако и после этого движение судов по Волге продолжалось до самого ледостава. Только потоки грузов, правда, значительно сокращенные, от низовьев Волги шли на все пристани от Астрахани до Светлого Яра и даже Красноармейска, а грузы, идущие с верховьев Волги и Камы, доставлялись до Камышина, Горного Балы клея и Дубовки.

Таким образом, в течение трех последних месяцев навигации 1942 года (сентябрь — ноябрь) не прекращалась ожесточенная борьба за волжскую коммуникацию, особенно в нижнем ее течении. Необходимость этой борьбы диктовалась обстановкой на фронтах, которые постоянно нуждались в обеспечении военной техникой, людским пополнением, продовольствием и боеприпасами, вывозке раненых в верховья Волги и Камы. День и ночь караваны судов и одиночные суда шли по Волге, часто отбивая атаки вражеских самолетов, пробиваясь сквозь минные заслоны.

К началу сентября 1942 года Волга надежно прикрывалась зенитными средствами и истребительной авиацией, в том числе большинство крупных транспортных судов было вооружено зенитными средствами. Поэтому потери судов в этот период, хотя и имели место, были незначительными (в среднем 5-7 судов в месяц).

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *