Непотопляемый немецкий подводник

лодка U-2519
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Петер Эрих Кремер начал свою морскую службу в августе 1932 года. Это было несколько необычным сроком, поскольку большинство кадетов к августу обычно уже 4 месяца как учились в различных флотских школах и учебных центрах, но…

В июне 1932 года погиб немецкий учебный парусный корабль «Niobe». Эта катастрофа унесла жизни большинства из 27 кадетов «приема 32 года», находившихся на борту. И решением командования рейхсмарине был осуществлен добор в учебные заведения, чтобы компенсировать потери. В течение года Кремер проходил морскую практику на борту легкого крейсера. После этого 3 года лейтенант Кремер служил артиллеристом на «карманном линкоре» (тяжелом крейсере) «Deutschland». Следующее повышение по службе — Кремер второй помощник на эсминце «Theodor Riedel». Казалось бы, в надводном флоте у Кремера были очень неплохие перспективы. Но в августе 1940 года по его просьбе Кремера переводят в подводный флот.

В январе 1941 года капитан-лейтенант Кремер принял под свою команду малую подводную лодку системы береговой обороны U-152. Эта лодка серии IID использовалась как учебная. Спустя несколько месяцев он был переведен на более крупную лодку VIIC серии U-333. Исходя из бортового номера была выбрана и эмблема субмарины — «три маленьких рыбки».

массовой гибели немецких субмарин

«Али» Кремер был одним из немногих командиров-подводников, посланных в первое боевое патрулирование, не имея ни малейшего боевого опыта на подводных лодках. Тем не менее, в первом же походе он потопил 3 судна, но к тому же, совершенно случайно, конечно, и германский блокадопрорыватель «Spreewald». Адмирал Дениц провел расследование этого казуса и пришел к выводу, что Кремер не виновен в досадной ошибке.

Во время следующего похода к американским берегам Кремер потопил еще 4 судна и сумел привести в базу тяжело поврежденную лодку, попавшую под таран вражеского корабля, когда уже большинство считало U-333 безвозвратно утраченной.

В третьем боевом походе Кремеру вновь не повезло, когда его лодка в результате технических неисправностей в Центральной Атлантике вынуждена была всплыть и была атакована британским корветом «Crocus». Казалось бы у субмарины, следующей на поверхности, к тому же с небольшим креном, нет шансов в артиллерийском бою. Но Петер Эрих Кремер предметно доказал англичанам, что он не зря был старшим артиллеристом на карманном линкоре «Deutschland». В условиях плохой видимости и волнения U-333 и «Crocus» нанесли друг другу примерно равные повреждения… Семеро из экипажа U-333 были убиты и заменены членами команды «дойной коровы» U-459, направленной на рандеву с тяжело поврежденной лодкой, чтобы та хоть как-то могла вернуться в базу.

Предложение затопить корабль и перейти со своими людьми на U-459 Кремер отверг сразу. (Характерно, что раненые также остались на U-333, не доверяя свою судьбу лодке-заправщику). Возвращение через Бискайский залив субмарины, оставлявшей за собой предательскую дорожку солярового следа, — это отдельная история. В этих местах погибло немало вполне исправных немецких субмарин, но не U-333. Британские самолеты обнаружили и вышли в атаку на лодку Кремера только тогда, когда ее уже плотно прикрывал эскорт из тральщиков и сторожевых катеров.

Можно предположить, что за таким «невезучим» командиром должна была бы закрепиться слава неудачника — ничуть не бывало. Отмечая личные качества Кремера, его хладнокровие, отличное знание морского дела и способность не терять самообладание в безвыходных ситуациях, в среде подводников его прозвали “Ali Wrack” («Али катастрофа»). А экипаж всерьез рассказывал, что когда на борту находится Кремер, то лодка, пусть совсем дырявая, без двигателей и обшивки, но обязательно доползет до базы. «Али на борту — лучшая гарантия возвращения!».

Впрочем, в последнем бою досталось не только лодке — почти три месяца Крекер провел в больницах. С февраля 1943 года около 3 месяцев Кремер прослужил при штабе Деница. Но в мае 1943 года потери немецких лодок сильно возросли. Тогда-то адмирал и вспомнил об удивительной непотопляемости «Али-катастрофы». Дениц выбрал нескольких опытных командиров, в том числе и Кремера, и направил их на лодки, идущие в Атлантику, чтобы на месте разобраться в причинах столь массовой гибели немецких субмарин.

Нельзя однозначно утверждать, что именно «Али» Кремер вскрыл все тайны новой тактики англо-американских противолодочных сил с применением средств радиолокации и дальней противолодочной авиации. Но, безусловно, в решении этой проблемы был и его вклад. И еще, подтверждая в который раз свое звание непотопляемого, Кремер в апреле 1944 года привел U-333 в базу в таком состоянии, что встречавших не покидало ощущение, что субмарина затонет прямо в боксе, так и не успев подать швартовые…

К слову, «Али» может и действительно был заговоренным, стоило ему покинуть лодку, и в июле 1944-го U-333 погибла во время следующего похода. А тем временем Кремер был включен в список из пяти ведущих асов-подводников, которым в скором времени предстояло вывести на просторы Атлантики первые пять лодок XXI серии. (Кроме Кремера список включал Шнее, Топпа, Эмерманна и Бюлова). Кремеру досталась лодка U-2519. Выйди лодки этого типа в боевые походы, англичанам и американцам потребовалось бы немало времени, чтобы найти противодействие против новых германских субмарин…

В феврале 1945 года стало ясно, что технический уровень U-2519 не позволит этой подлодке выйти в боевой поход. (Понятно, когда опытный командир приводит израненный корабль в базу, не взирая на тяжелейшие повреждения, но нельзя посылать на задание лодку, у которой раз за разом выходит из строя двигатель). Кремера перевели командиром Marine-Panzervernichtungsbataillon (морской противотанковый батальон), который противостоял британским танкам, наступавшим на Гамбург.

В нашей печати исторически сложилось два распространенных стереотипа. Во-первых, что в последние месяцы войны на Западном фронте немцы практически не воевали. Во-вторых, что моряки на сухопутном фронте творят чудеса и сражаются лучше пехоты. Что касается первого утверждения, то ограничимся цитатой из «Wehrmachtsbericht» от 25 апреля 1945 года: «За несколько последних дней боев морской противотанковый батальон корветтен-капитана Кремера, состоящий из добровольцев-подводников, уничтожил 24 английских танка».

Ну а что касается второго утверждения, то сражались моряки плохо, неся по сравнению с пехотой несопоставимо большие потери. И только от крайней нужды приходилось бросать под гусеницы танков наиболее дефицитных специалистов подводников, в том числе и из экипажей XXI серии.

В последние дни войны Кремер возглавлял личную охрану Деница. Именно к его подразделению относился часовой, по несчастью застреливший капитана-цурзее Вольфганга Люта. После ареста правительства Деница Кремер провел один месяц в заключении. Общие достижения Кремера как подводника на фоне его биографии, полной различных приключений, выглядят весьма скромно: потоплено 7 судов общим водоизмещением 35968брт. Нельзя искушать судьбу постоянно, и после войны «непотопляемый Али» оставил морскую службу. Он ушел в бизнес и работал менеджером в нескольких компаниях. Говорят, что и здесь он заслужил себе славу «непотопляемого», но это уже совсем другая история.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *