Николай II

Николай II

Николай II является, без сомнения, одной из самых таинственных и противоречивых фигур недавней истории. Личность императора — его трагический образ как государя и, с другой стороны, его необыкновенные человеческие качества — продолжает вызывать интерес, иногда нездоровый, у историков, которые делятся на две противоположные группы: диффаматоров и почитателей царя.

Родители Николая II

Николай Александрович воспитывался на английский манер: спорт, иностранные языки, танцы, верховая езда и еще раз спорт. Будущий «император всероссийский» получил прекрасное образование для наследного принца, но никто не подумал обучить его тяжелому ремеслу монарха. Явно отрицательно повлиял на становление личности Николая суровый и деспотичный характер отца, царя Александра III. Тот был настоящим колоссом и на протяжении многих лет безраздельно господствовал в стране, подавляя всех как своим внушительным видом, так и диктаторскими методами правления.

Дети Александра III не имели возможности воспитывать в себе собственное суждение и силу воли при таком властном родителе; и будущий Николай II нашел выход в том, что для собственного удобства подчинился давящему авторитету отца и научился скрывать свои мысли.

Тяжелая рука Александра III ощущалась и в обширной империи, и в узком кругу домашних: все знали, что ему нельзя перечить, поскольку этим можно было вызвать приступ безудержного гнева. Кстати говоря, у русских царей была богатая и славная традиция в этой области: биографии Ивана Грозного и Петра Великого — вспомним хотя бы самых ярких личностей — изобилуют описаниями приступов ярости.

Лишь Мария Федоровна имела неограниченное влияние на своего грубого супруга. Вероятно, несколько нервозная веселость императрицы и ее замечательная фигура, хрупкая и миниатюрная, вызывали у Александра III чувство большой нежности к жене и желание ее оберегать.

В музеях Москвы и Ленинграда хранятся несколько поразительных парадных платьев императрицы. Дочь датского короля, принцесса Дагмара, после замужества ставшая Марией Федоровной, питала особую слабость к золотым украшениям, драгоценному шитью и кружевам. Ее платья представляют собой настоящие шедевры искусства, рукоделия, однако фигура императрицы до сих пор вызывает немалые проблемы: дело в том, что для каждой выставки приходится делать специальные манекены, чтобы показать публике эти прекрасные вещи миниатюрных размеров.

Предпочтения Николая II

Юный Николай Александрович приобрел свой первый жизненный опыт в лейб-гвардии Преображенском полку. Впоследствии отец присвоит ему звание полковника, и, даже взойдя на престол, Николай II предпочтет, чтобы к нему обращались именно так и не называли его императором. Эта деталь говорит об огромной любви Николая II к военной жизни. Офицеры Преображенского полка славились неукоснительным выполнением устава и безукоризненной выправкой на военных парадах. Вполне естественно, что лошади и женщины также являлись их наиглавнейшими увлечениями. Юный наследник прекрасно вписывался в эту среду и нередко участвовал в офицерских вечеринках, где блистали мундиры и рекой лилось шампанское.

Другой великой страстью Николая Александровича был театр. В его дневнике — который император систематически вел на протяжении всей своей жизни — можно прочесть, что за один лишь январь 1890 года он побывал на шестнадцати спектаклях. Ему больше всего нравились опера и массовые сцены: во время этих грандиозных представлений, когда мощные голоса удивительным образом сливались с роскошным обликом зрителей, наследнику казалось, что он постигает величие русской нации и патриотизм подданных.

В те времена в Петербурге балетные спектакли посещала публика очень взыскательная, знавшая все малейшие секреты этого искусства. Под руководством таких непревзойденных мастеров, как хореограф Мариус Петипа, русский балет соединил в себе все лучшее из наследия академической традиции и итальянской виртуозности. Петипа был по происхождению француз и, несмотря на долгие годы, проведенные в Петербурге, упорно продолжал говорить на абсолютно непонятном русском языке. С другой стороны, он хотел знать даже о личной жизни танцовщиков и танцовщиц, так как считал, что те, кто не страдал от любви, не могут исполнить некоторые партии.

Матильда

И именно в театральной среде наследник встретил свою любовь. Это произошло 23 марта 1890 года, когда юная и прелестная Матильда Кшесинская (Кшесинская Матильда (1872-1971) знаменитая балерина польского происхождения. Впоследствии вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II. Умерла в эмиграции.) блеснула на экзамене по классическому танцу, доказав свое явное превосходство над соперницами.

Это была нежная, искренняя любовь; связь продолжалась несколько лет, но была прервана из-за необходимости блюсти интересы династии.

Однако Матильда и Николай не могли отказать себе в эффектной сцене прощания — он верхом на лошади, она, полная отчаяния, — которую много лет спустя балерина описала в своих мемуарах. Расставание у русских должно быть обязательно душераздирающим, иначе даже самая большая любовь может потускнеть.

Алиса Гессенская

В то время Николай Александрович уже познакомился с немецкой принцессой Алисой Гессенской, своей будущей женой. В их супружеской жизни, полной мрачных событий, единственной радостью была их необыкновенная привязанность друг к другу. Когда они встретились в первый раз, Алисе только исполнилось шестнадцать лет, и она приезжала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Елизаветы, выходившей замуж за великого князя Сергея Александровича, дядю наследника престола. Однако, как мы уже видели, Александр III вовсе не разделял симпатии сына к этой «немке».

Для своего наследника, человека мечтательного и раба своих страстей, царь искал партию, которая бы была в первую очередь выгодна нации; поэтому Николаю и Алисе пришлось ждать семь лет, прежде чем они смогли пожениться. А затем судьба распорядилась так, что все произошло в большой спешке: приезд принцессы, смерть царя, срочное принятие православия, бесконечные похоронные церемонии, свадьба. Это был гармоничный союз любящих друг друга людей, но он стал губительным для обоих: отстраняясь от внешнего мира, императорская чета оказалась в полной изоляции.

Император Николай II

Делая первые шаги в качестве государя, Николай II испытал немалые трудности, и его ошибки в самом начале царствования вызвали недовольство подданных. Вся империя возлагала большие надежды на нового царя, но столь же большим оказалось разочарование, когда Николай II публично объявил, что хочет продолжать политику отца: это означало сохранение самодержавия. Его категорический отказ провести хотя бы незначительную реформу был воспринят как вызов по отношению к либеральным идеям, получавшим в то время все большее распространение в стране.

Именно в тот момент, когда различные течения оформились в политические партии, царь заявлял, что никаких изменений не будет и что, напротив, у него есть твердое намерение сохранить status quo предков. Это была катастрофа для страны и для самой монархии.

Требования земств (Земства были введены в России Иваном Грозным для сбора налогов. Их восстановили в 1864 г. в качестве выборного органа местного самоуправления.) — первых органов местного самоуправления — Николай II считал безрассудными мечтами. Но в то время именно земства объединяли самые различные слои интеллигенции; при полном несовпадении идеологий их общим знаменателем было стремление к радикализации. И тогда между «царем-батюшкой» и русской деревней с ее миллионами неведомых «мертвых душ» выросла стена интеллигенции; именно позиция интеллигентов, побежденных, разочаровавшихся, обвинявших столицу в равнодушном отношении к проблемам провинции, привела политическую ситуацию к крайним последствиям.

Николай IIЗа двадцать три года своего правления Николай II с возрастающей настойчивостью демонстрировал свою приверженность традициям и резкое неприятие каких бы то ни было перемен.

Столицей империи был Петербург, но царь предпочитал Москву, город прошлого, в качестве фона для исторических событий: так было и в 1913 году, во время празднования трехсотлетия дома Романовых. Императору нравились иконы, он преклонялся перед последним традиционно русским царем Алексеем Михайловичем; устраивая самый грандиозный бал-маскарад за весь период своего царствования, Николай II поднял на ноги весь двор, чтобы восстановить обстановку и костюмы эпохи Алексея Михайловича. Это происходило в 1903 году, и с тех далеких времен минуло более двух с половиной столетий, но — судя по сохранившимся фотографиям — результат оказался впечатляющим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *