Ночная охота

Волчья стая подводные лодки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В середине октября 1940 года все немецкие подводные асы собрались в море.

К тому времени эти подводники уже получили большой практический боевой опыт, а технических средств для противодействия «Тактике Руделя», как называли ночные атаки сами немцы, еще не имелось. Буквально через полгода, весной 1941 года начали давать первые результаты успехи англичан в радиолокационной технике, и в марте этого года погибли 3 лодки — U 47, U 99, U 100, активно действовавшие в октябре 1940 года. Пока же, британцы оказались бессильными против атак из надводного положения ночью.

В ночь с 16 на 17 октября самая результативная субмарина Второй Мировой войны — U 48 обнаружила конвой, находясь на позиции северо-западнее банки Роколл. Она держалась в море уже не первый день, потопив за этот поход танкер и два теплохода из конвоя НХ 74.

Это шли суда конвоя SC 7, следовавшего из канадского Сиднея в Англию. Охрана состояла из четырех эскортных кораблей. По сигналу с U 48 в море начали переразвертываться U 46, 99, 100, 101, 123. Однако U 48 потеряла контакт с конвоем, когда ее после потопления танкера «Lаnguedoc» (9512 брт) и парохода «Scorecby»(3843 брт) загнали под воду глубинными бомбами с самолета и кораблей охранения. Впервые подходившие лодки не стали просто искать противника наудачу, а, развернулись в линию поперек предполагаемого курса конвоя, причем продолжительное время шли полным надводным ходом, чтобы знать точно, что они обгонят более тихоходный конвой. К утру 18 октября ловушка была расставлена, и немцы стали ждать.

Пока шло ожидание, действовавшая самостоятельно лодка океанского класса U 38 догнала конвой в ночь с 17 на 18 октября и дважды атаковала, потопив транспорт. В свою очередь корвет «Heartsease» вместе со шлюпом «Leith» обнаружили субмарину и загнали под воду. Первый остался караулить «немку», а три остальных эскортных корабля — «Leith», «Fowey» и «Blubfell» — повели своих подопечных дальше. Во второй половине дня немцы заметили приближающихся англичан. Погода им явно не благоприятствовала, хотя с 18 на 19 октября было полнолуние, луна не часто пробивалась сквозь дождевые облака, рассеивая темноту ночи. Зато, когда она светила, тяжелые пароходы были хорошо видны, чего не скажешь о подлодках.

Точно рассчитанная позиция позволила атаковать одновременно с обеих сторон. Причем немцам сразу повезло. Одна из первых торпед попала в танкер, над морем встал огненный столб высотой более 200 метров (всего в ту ночь сгорело 10000 тонн бензина). Другая торпеда попала в транспорт, перевозивший боеприпасы. Последовал еще один сильнейший взрыв, после которого океанский пароход просто разлетается в куски. Через 15 минут после наступления полуночи подходят три английских корабля, но подмога не слишком меняет ситуацию. Всего на дно пошло 21 судно.

Утром U 99, 101 и 123 пошли домой, так как расстреляли все торпеды. Однако U 47 следуя на новую позицию, обнаружила новый конвой — НХ 7. Он был больше первого — 49 судов, охранение у него так же должно было быть посильнее — 7 кораблей, но так получилось, что океанский эскорт — вспомогательные крейсера «Alaunia» и «Montclare» — уже повернули назад, а эскорт прибрежный не успевал подойти, т.к. сопровождал задержавшийся конвой ОВ 229. Гюнтеру Прину не привыкать было играть роль наводчика, и по его сигналу в бой рванулись, кроме его лодки, U 46, 48, 100. Находившиеся в море U 38 и 28 получили разрешение на атаку конвоя, если они успеют прибыть на позицию. В итоге успела только первая.

Фактор ограничения по времени был очень существенным, т.к. немцы понимали, что сложилась ситуация «волк в овчарне», но через несколько часов обязательно подойдут боевые корабли и райская жизнь закончится. Погода продолжала благоприятствовать немцам: все тот же шторм, дождь, ветер, а в разрывы облаков ярко светит луна. Командир U 47 превзошел самого себя, стреляя 19-20 числа торпедами как из пулемета и вскоре дал радио с моря: «Потопил 8 судов, примерно 50,5 тысяч тонн. Все торпеды выстрелил». На самом деле результат был поскромнее — потоплены «Bildedijk», «La Estancia», «Whitford Point» — всего 17067 брт., повреждены «Shirak», «Athelmonarch», «Wandby».

подлодка

Ошибки во время ночного скоротечного боя неизбежны, причем, как правило, каждый ошибался в выгодную для себя сторону. Иногда случалось, что, выполнив атаку и достигнув попадания, командир шел дальше, а поврежденный транспорт добивала другая лодка. Так поврежденные U 47 танкер «Shirak» и транспорт «Wandby» потоплены в ту же ночь — первый U 46, а второй U 48. Британский пароход «Blaispray» (4155 брт) торпедирован 18 октября U 100, на другой день — U 101, но все же дошел до порта. Меньше повезло «Shekatika» (5458 брт). 18 октября он попал под атаки U 100 и 101, а 19-го все же пошел на дно после третьего попадания торпеды с U 123. В этом и была еще одна сильная сторона новой тактики. За счет перекрестных атак погибали те суда, которые не пошли на дно сразу. Более того — те лодки, которые спешили к конвою, вначале могли добить отставших подранков.

За две ночи без каких-либо потерь 8 подлодок потопили 32 судна из 83. Конечно, победный рапорт с моря был значительно преувеличен, сами подводники насчитали потопленного тоннажа на 325.000 тонн, а в реальности он потянул на 156.557 брт. Тем не менее результат был очень значителен. Гюнтер Прин в этом походе по официальным подсчетам командования первым превзошел рубеж в 200.000 брт и первым среди подводников (пятым в вооруженных силах вообще) награжден «Дубовыми листьями» к своему рыцарскому кресту. Радиограмма о награждении направлена прямо на лодку 20 октября 1940 года.

Именно личное мастерство немецких ассов-подводников позволило достичь очень высокого результата в атаках 17-20 октября. Английский импорт с 5,5 млн. тонн в месяц в начале 1940 года сократился до рубежа 3,5 млн. тонн. Это был уже стратегический результат.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *