Нужна ли была грамота казакам?

казаки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Основным источником, свидетельствующим об уровне грамотности донских генералов, также являются записи в их формулярных списках. У большинства в соответствующих графах содержится стандартная фраза: «Российской грамоте читать и писать умеет». Лишь у некоторых следует добавление: «А других наук не знает». В Войске не было в XVIII в. учебных заведений даже для старшинских детей, поэтому воспитание молодых казачат полностью зависело от их отцов.

Традиционно сыновья донской старшины получали тогда от станичных священнослужителей только основы грамоты и счета, а также главные положения христианского вероучения. Это был минимальный уровень, считавшийся необходимым для службы, и без которого в будущем могли отказать в получении офицерских званий. Так, например, в повелении Павла I от 6 февраля 1799 г. донскому атаману В. П. Орлову оговаривалось непременное условие для производства в офицеры: «чтобы вы впредь наблюдали, дабы представляемые были из благородных и знающих грамоту». При домашнем воспитании юношей-казаков приоритет в целом отдавался физической подготовке, военным играм, выездке, охоте, стрельбе, джигитовке.

Недаром в старину говорили, что казак рождается в седле. Наиболее показательны в этом отношении воспоминания о своем детстве Г. А. Луковкина: «Сообразно тогдашним понятиям на Дону «о воспитании» я учился чтению и письму, но более упражнялся в верховой езде. Отец мой радовался моим успехам в наездничестве, и готовил меня на службу царскую; когда же, будучи 12-ти лет, я бесстрашно вскакивал на дикого коня и нетерпеливо ожидал надеть мундир, меня записали на службу казаком».

казаки

Большое внимание уделялось и навыкам владения оружием, как холодным, так и огнестрельным. Многие казаки с детства активно упражнялись в искусстве стрельбы из лука, поскольку ружья и припасы к ним тогда считались слишком дорогими игрушками.

Причем в иррегулярных войсках, даже в период наполеоновских войн, лук и стрелы находились на вооружении не только у башкир и калмыков, но и у донских казаков (далеко не каждый имел ружье или пистолет). Среди искусных стрелков из лука числился и сам донской атаман М. И. Платов.

В 1807 г., во время дружеских встреч российского и французского императоров после заключения Тильзитского мира, он по личной просьбе Наполеона блестяще продемонстрировал свое умение метко поражать мишени из этого уже тогда морально устаревшего оружия.

Большинство казачьих генералов очень рано попали на военную службу, поэтому некоторые овладевали азами грамотности в полковых канцеляриях. Здесь уместно привести весьма любопытное свидетельство будущего донского атамана А. К. Денисова. Еще до 7 лет его «начали учить азбуке, после часовнику и псалтырю; но не выуча последняго всего, а посему писать еще не начинал, как на двенадцатом году, отцом моим, по случаю с полком похода, был взят в Петербург».

Уже в столице он «начал в полковой канцелярии учиться писать». Затем был «отдан в Невский монастырь к учителю», после чего продолжил обучение в частных пансионах Жоли и Масона .

Поэтому запись в его формулярном списке заметно отличалась от других: «Российской грамоте, по-французски читать и писать и часть математики знает». Также как А. К. Денисов, в малолетстве школу письма в полковой канцелярии проходили М. И. Платов и М. И. Родионов, а сын бедного казачьего офицера М. Г. Власов был взят отцом, отправлявшимся в поход в Польшу, и оставлен по дороге на 9 лет у монахов Киево-Печерской лавры для обучения грамоте и закону божьему.

Попав в полевые полки, молодые казаки, как правило, уже не имели возможности получать какое-либо образование. Правда, исключение составляли лишь те, кто проходил службу в Петербурге в лейб-казачьей команде, а чуть позднее — в лейб-гвардии Казачьем полку. В разное время в этих отборных частях находились А. Е. Греков, В. Т. Денисов, В. В. Орлов-Денисов. По-видимому, иная атмосфера, близость к Высочайшему Двору и дух столичной жизни подталкивали к приобретению новых знаний и заставляли искать пути для самообразования.

Очень показателен пример необычной судьбы И. Е. Ефремова, имевшего в 1812—1815 гг. чин полковника гвардии. Он был уроженец станицы Гугнинской, сын бедного казака, рано ставший сиротой.

Попав на службу в 1792 г. в придворную конвойную команду, Ефремов в свободное время «научился грамоте у какого-то мастерового немца», что в дальнейшем, без сомнения, позволило ему сделать блестящую карьеру и достигнуть генеральских чинов.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *