Образ змеи в мифологии

В дикой природе среди врагов, подстерегавших обезьяну на каждом шагу, самой опасной была змея. Многие змеи активны только при дневном свете. Среди них имеются и такие, которые спят днем, а ночью активизируются. Обезьяна же активна только днем, а ночью спит.

Отношение предков человека к змеям

В настоящее время на земном шаре обитают самые разнообразные виды змей. В тропиках и странах с жарким, сухим климатом змей особенно много. Змеи передвигаются очень быстро, плавают, способны вползать на деревья, летать с крон высоких деревьев. Большие змеи обычно душат свои жертвы и проглатывают их целиком. В борьбе с такими врагами не только обезьяны, но и более крупные хищники, такие, как леопарды и тигры, могут стать жертвами. Таким образом, обезьяна ни днем, ни ночью, ни на земле, ни на воде не знала покоя от змей. Как известно, человек без всякой причины боится темноты. Вот этот «генетический» страх, думается, передан нам от нашего далекого прародителя, который проводил свои ночи в постоянном ожидании внезапного нападения таинственных соседей. Более того, не только ночной страх, но и все религиозно-мифологические представления, обычаи и обряды человека возникли и оформились под воздействием борьбы его с хищными животными, особенно со змеями, которую приходилось вести нашим предкам не на жизнь, а на смерть в те далекие времена. У всех народов существует твердая вера, что после смерти человек снова возрождается и продолжает жить другой жизнью. Когда и при каких обстоятельствах могла возникнуть такая уверенность? Как было сказано, своих жертв змея душит и проглатывает в целом виде, как бы живыми и здоровыми.

Другие хищники своих жертв терзают до неузнаваемости, пьют их кровь, выворачивают их внутренности. На протяжении миллионов лет наши предки были свидетелями таких ужасных зрелищ. Когда их дети, родители или родственники были проглочены целиком змеями, они, конечно, тоже ужасались и глубоко скорбели, однако то, что их близкие попали в пасть врага не в растерзанном виде, как-то успокаивало их и, вероятно, навело на размышления.

Так как проглоченный их сородич не был растерзан и изуродован, то оставалась слабая надежда на возвращение его в среду живых. Рождение ребенка, по представлениям нашего далекого предка, по-видимому, и было тем возрождением, о чем он, возможно, мечтал со дня пропажи своего близкого в пасти хищника. В те далекие времена первобытный человек мог еще не разобраться в физиологических причинах рождения ребенка и поэтому объяснение рождения как возрождение проглоченного сородича вполне устраивало его.

Бог - ЗмейОднако акт исчезновения одного в одно время и в одних обстоятельствах, а появление новорожденного в другое время и при других обстоятельствах, возможно, и смущало его. Вот это смущение неувязкой фактов, думается, породило двоякое отношение нашего далекого предка к своему врагу. С одной стороны, он — похититель и убийца, а с другой—добродетель. Со временем человек, возможно, постиг тайны рождения и смерти и стал рассуждать более критично, однако он никогда не смог до конца освободиться от своих первобытных, примитивных взглядов.

С ростом сознания и расширением кругозора увеличились и сомнения. Для того, чтобы как-то объяснить и логически связать смерть и рождение не только самого человека, но и всего живого, на определенной ступени развития нашим предком была изобретена идея души. Рождение — не просто возрождение к жизни проглоченного змеей сородича в прежнем виде; проглоченный сородич возвращается к жизни в виде души, частицы целого, которую отпускает всемогущий благодетель-змей.

«Изобретение души»

Можно констатировать, что «изобретение» души было значительным достижением первобытного человека на пути дальнейшего развития его сознания. В религиозно-мифологических представлениях народов мира утверждается, что душа после смерти отделяется от тела и возвращается к Отцу-прародителю. Если Отец-прародитель отпустит эту душу обратно и эту душу проглотит женщина, то человек родится заново, а если душа попадет в какое-нибудь животное или растение, то душа человека возрождается в виде животного или растения.

Отец-прародитель обычно обитает на небе и у многих народов он ассоциируется с солнцем. Y зе бирде, y зе алды («Сам отдал, сам забрал обратно») —говорят татары по поводу смерти новорожденного, подразумевая некую высшую силу под словом y зе —сам. В религиозно-мифологических представлениях многих народов любая смерть человека уподобляется проглочению его хищником и выплевыванию обратно в виде души или маленького человечка.

Даже любые отношения между людьми объясняются как отношения хищника и жертвы. Во многих обычаях и обрядах, касающихся рождения и смерти, а также женитьбы, эти первобытные представления находят полное отражение. Все это, вместе взятое, помогает нам представить, как и при каких условиях зародился язык и на какой идеологической основе развивался он в дальнейшем. В сохранившихся до наших дней в сознании человека и в письменных источниках, мифах и легендах проводится мысль, что рождение мира, человека, а также всего живого на земле —это результат милосердия и благодеяния богов.

Например, в мифах о сотворении мира говорится, что изначально был только хаос, темнота и беспредельное водное пространство. В этом хаосе, водном пространстве находились великий Отец и великая Мать. Они оба были в облике змей. У многих народов мира боги земли, воды и неба, а также другие боги являются почти сплошь змееподобными, небесные тела, явления природы уподобляются хищникам, особенно змеям.

ЮхаВладыки подземного мира, всякого рода хозяева и хозяйки, духи вод, гор, лесов, дорог, людоеды и т. п. также имеют змеиную природу. Таким образом, основываясь на мифах, легендах, поверьях, можно утверждать, что, по представлениям древнейшего человека, первым и единственным прародителем его была змея. Если человек считается порождением Земли-змеи и Воды-змеи, то и он сам, т. е. человек, видимо, принадлежит к змееподобным. Так оно и есть. В татарских сказках женщина может превратиться в змею Юха и обратно — Юха в женщину. В сказках встречаются и мужчины со змееподобной природой.

Виды змееподобных богов

женщина - ЗмеяПо поверьям некоторых народов, когда-то людей проглотила большая змея. Об этом узнает так называемый культурный герой, спаситель своего народа, который в единоборстве побеждает змею, распарывает ей живот и выпускает наружу проглоченных людей.
Змееподобные боги бывают двух видов. Одни из них всегда делают добро людям, а другие — только зло. Земля-змея обычно ассоциируется с женщиной. По представлению первобытного человека, природа женщины противоречива. Как мать она родительница, продолжательница рода, а как женщина-убийца. Земля и женщина обычно отождествляются со смертью, с застоем, темнотой и холодом, а вода, небо и мужчина —с жизнью, активностью, теплотой и светом. Нпример, об этом ясно говорится в древнекитайской мифологии.

Религиозно-философские представления человека относительно рождения и смерти, змеи, Отца и Матери особенно четко проявляются в языке разных народов. Можно утверждать, что в процессе отделения человека от обезьяны и зарождения первых смыслоразделительных звуковых сигналов, а значит, и языка, великую роль играла именно змея. Язык зародился на основе единого религиозно-философского базиса в одной, обособленной общности индивидуумов и получил дальнейшее развитие в той же общности.

В этой связи уместно привести слова известного английского ученого-археолога Дж. Д. Кларка: «Одной из разительных особенностей материальной культуры среднего плейстоцена является всеобщее «единообразие», которое наблюдается в каменных орудиях. Всеобъемлющее сходство между коллекциями предметов материальной культуры ашеля и развитого олдувая, вне зависимости от их местоположения, позволяет сделать вывод о едином образе жизни»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *