Огненное небо 1967 года

МиГ-21
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Наступил первый летний месяц 1967 года. Израиль готовился к нанесению сокрушительного удара по своим арабским соседям: ОАР (Объединенная Арабская Республика, так в то время именовался Египет), Сирии, Иордании. Также были запланированы, исходя из складывавшейся обстановки, воздушные операции против Ирака.

Некомплект летного состава

Накануне израильского нападения МиГ-21 состояли на вооружении ВВС трех из упомянутых стран, кроме Иордании. Их количество в источниках называется разным, но вполне реальными выглядят следующие цифры: 100 МиГ-21Ф и ПФ в ОАР, 36 в Сирии и 75 в Ираке. Итого — более 200 машин, что смотрится весьма внушительно по сравнению с семью десятками наиболее современных израильских самолетов — «Мираж-Ш»СУ (всего ВВС четырех арабских стран имели около 720 боевых самолетов против примерно трехсот у Израиля). Однако часть этих МиГ-21 была неисправна и нуждалась в ремонте. Ряд машин был только недавно получен и еще не освоен в частях. ВВС всех арабских государств испытывали некомплект летного состава, особенно для полетов на сверхзвуковых машинах. А уровень подготовки имевшихся летчиков оставлял желать лучшего, что было ясно продемонстрировано в ходе предыдущих боев «войны за воду».

5 июня 1967 года, в 8.45 по местному времени, первые бомбы упали на египетскую авиабазу Каир-Западный, а затем— и на другие. Так, разгромом ВВС ОАР на их аэродромах, началась очередная арабо-израильская война. В этот момент вся авиация египтян находилась на земле, за исключением дежурившей в воздухе восьмерки МиГ-21, у которой вскоре должен был закончиться запас горючего, и их летчики готовились к возвращению на базу.

В ходе трех волн налетов первого удара большинство МиГ-21, равно как и самолетов других типов, было уничтожено на своих стоянках. С авиабазы Абу-Суэйр пыталось взлететь дежурное звено МиГ-21, но все четыре его самолета были уничтожены. Все же еще нескольким «двадцать первым» удалось подняться в воздух, при этом один из них был сбит в бою с «Миражами». Другому удалось отогнать четверку «Супер-мистеров», но машина разбилась при попытке сесть на изрытую воронками полосу.

В два часа пополудни на Абу-Суэйр был совершен новый надет, но успевшие взлететь по тревоге несколько МиГ-21 успели сбить два «Мистера».

Затем смогли подняться еще несколько «двадцать первых», но произошла встреча с «Миражами» и египтяне недосчитались двух машин. Правда, один из израильских летчиков настолько увлекся боем, что прозевал момент возвращения на базу, и по израсходованию топлива ему пришлось покинуть свой «Мираж».

Примерно в половине одиннадцатого к Абу-Суэйру подошла на помощь группа из 20 МиГ-21 и МиГ-19 с авиабазы Хургада. Здесь они были перехвачены шестнадцатью «Миражами», и четыре «девятнадцатых» сразу же были сбиты. Затем последовал ожесточенный маневренный бой, в котором ни одна из сторон не добилась успеха. Тем не менее египтяне не избежали новых потерь: часть машин разбилась припосадке на поврежденную полосу, а некоторые летчикам пришлось покинуть машины в воздухе по израсходованию топлива.

Египетские МиГ-21, уничтоженные на земле в июне 1967 года

При налете на базу Файид четверки «Мистеров» находившиеся на полосе МиГи были уничтожены. Ведущий израильского звена расстрелял пытавшийся взлететь для отражения налета «двадцать первый», при этом египетский истребитель, взорвавшись, повредил машину своего обидчика. Израильтянину удалось дотянуть до Синая, а там пришлось катапультироваться.

Около 9 с авиабазы Иншас взлетела тройка уцелевших после налета МиГ-21 40-го полка и, несмотря на отсутствие всякой связи с землей, направилась в сторону Каира-Западного, подвергшегося удару «Ураганов», которым при этом удалось сбить на взлете «двадцать первый». С прибытием МиГов роли поменялись, и израильтяне недосчитались одного самолета. Правда, сбитый «Ураган» упал на единственный уцелевший Ту-16. Не исключено, что израильский летчик преднамеренно направил свою машину на египетский бомбардировщик.

Также среди других видов боевой работы египетских МиГ-21 отмечены четыре кратковременных пролета с развед целями над пустыней Негев, где расположен ряд важных военных объектов Израиля, в том числе ядерный центр Димона. МиГи шли на большой высоте со сверхзвуковой скоростью, порядка 1,5 М.

На сирийском фронте инициативу пытались захватить арабы, первыми начавшие боевые действия на земле и в воздухе. В 1145 по местному времени сирийские МиГ-21 (разные источники расходятся в количестве принимавших участие в налетах МиГов, называя от трех до десяти машин) нанесли удар по нефтеперерабатывающему заводу в Хайфе, а затем —по аэродрому в Мегиддо (в некоторых источниках называется Маханаим). Также налетам подверглась различные населенные пункты Израиля на побережье Средиземного моря, в т.ч. на родной киббуц генерала Хода, главкома израильских ВВС. Естественно, что этого было более чем достаточно. Через час последовал удар возмездия по сирийским авиабазам Думедр, Марж-Риал, Сеедкал, а также по авиабазе в районе Дамаска.

В районе своей столицы сирийские истребители уже ждали противника. Однако в завязавшихся боях успех сопутствовал израильтянам, сбившим десять самолетов, в том числе семь МиГ-21: пять на «Миражах» и два на «Супер-мистерах». Сирийцам же на «двадцать первых» не удалось одержать ни одной победы. Кроме того, на аэродромах было уничтожено до двух третей самолетов ВВС Сирии. В последующие дни деятельность остатков сирийской авиации свелась к спорадическим налетам на наземные части противника.

В этот же день около 15°°, в ответ на действия ВВС Ирака, тройка «Вотуров» совершила налет на иракскую авиабазу Н-3. Противника встретила пара МиГ-21, выпустившая по нему две ракеты Р-13. Израильтяне смогли уклониться от них и нанести удар по цели.

За ночь египтянам удалось отремонтировать некоторую часть поврежденных самолетов, и с рассветом то, что осталось от ВВС ОАР, смогло предпринять кое-какие действия.

МиГ-21

Уже в 536 пара МиГ-21 атаковала израильскую колонну у н л. Бир-Аахдоан на Синае, нанеся ей некоторые потери. Но появились дежурные «Миражи» и сбили обоих.

В течение дня египетские МиГ-21, в основном, совершали налеты на наземные части противника. Отмечено также несколько воздушных боев. В одном из них египетскому летчику ракетой Р-13 удалось сбить «Супер-мистер». Это была последняя победа МиГ-21 в шестидневной войне. В другом случае египтянин также выпустил ракету, та попала в цель, но не взорвалась.

В этот же день отмечено прибытие в ОАР эскадрильи МиГ-21 ВВС Алжира, которая вскоре подключилась к боевой работе, нанося удары по сухопутным позициям израильтян на Синае.

В связи с алжирцами в некоторых публикациях упоминался эпизод дезориентации летчиков упомянутого подразделения, которые, не зная обстановки, на шести самолетах приземлились 6 июня на захваченной израильтянами авиабазе Эль-Ариш. Позже четыре МиГа были переданы американцам. Однако подобный факт не получил подтверждения в американских и израильских официальных кругах. Очевидно, это была простая «утка».

Шестого же июня продолжали беспокоить израильтян иракские летчики, и вновь был осуществлен рейд четырех «Вотуров» под прикрытием пары «Миражей» против авиабазы Н-3.

Противника встретила группа «Хантеров» и МиГ-21, но сорвать налет им не удалось: в воздушном бою было потеряно четыре иракских самолета, в том числе один «двадцать первый», сбитый «Миражем». Летчик другого МиГ-21 сумел выпустить по одному из «Миражей» ракету, которая поразила цель. Однако израильтянин смог дотянуть до своих и посадить поврежденную машину.

С 7 по 10 июня, активность МиГ-21 на фронтах сводилась, в первую очередь, к действиям против наступающих наземных частей противника. В немногочисленных воздушных боях успехов не было — одни потери.

Резолюция совета ООН

Вскоре вступила в силу резолюция совета безопасности ООН о прекращении огня на Ближнем Востоке: 9 июня на египетском и иорданском фронтах, 10-го —на сирийском. Пора было подводить итоги, нерадостные для арабов, потерпевших жестокое поражение и понесших тяжелые территориальные и материальные потери. Сред и последних— от 437 до 451 самолетов, уничтоженных на аэродромах и в воздушных боях, в том числе 131-145 МиГ-21 (публиковались и другие данные, несколько отличающиеся в ту либо иную сторону, но ненамного): 89-100 египетских, 32-33 сирийских, 9-13 иракских. Из них в воздушных боях потеряно всего двадцать: одиннадцать египетских, десять сирийских и один иракский.

Израильтяне потеряли в боях около полусотни самолетов, в т.ч. двенадцать—в воздушных боях. На счету летчиков МиГ-21 — всего четыре победы, одержанные египтянами.

Естественно, что после неудачной войны много «ласковых» слов было сказано как самими арабами, так и на страницах западной печати в адрес советского вооружения, в т.ч. и МиГ-21. Само собой, в этой пресс-кампании было больше пропаганды, чем истинного положения вещей. Между тем сами израильские летчики в интервью с корреспондентами западных авиационных изданий подтверждали свою высокую оценку детища КБ Микояна, отмечая при этом, что на МиГ-21 летчики противника летали не должным образом. Особенно негативно отзывались о летных качествах сирийцев.

Естественно, что отмечались и слабые места МиГ-21. Так, израильские летчики указывали на то, что живучесть у него уступает таковой МиГ-17 и МиГ-19: после попадания нескольких 30-мм снарядов у «двадцать первых» наблюдалась тенденция к взрыву. Отметим, что все воздушные победы израильтяне одержали при помощи пушек. Ракеты класса «воздух-воздух» Matra R.530 были применены лишь при ударах по авиабазам: инфракрасные головки самонаведения отлично «цеплялись» за включенные либо прогреваемые двигатели египетских машин, стоящих на земле.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
Один комментарий на тему “Огненное небо 1967 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *