Операция Рельсовая война

Рельсовая война

Летом 1943 года состоялась одна из самых важнейших битв Великой Отечественной Войны – сражение на Курской Дуге. Для победы в этом масштабном сражении нужно было сосредоточить не только воинские силы советской армии: победа ковалась в том числе и в тылу, тылу у немцев. Силы советской и немецкой армий были равны. Потому продумывались все возможности, чтобы ослабить противника. Наше командование, дабы увеличить шансы на успех, решило затруднить поставки боеприпасов, продовольствия немцам. И для этого была разработана операция «Рельсовая война», которая проводилась советскими партизанами на занятых немцами территориях Украинской ССР, Белорусской и РСФСР.

Подготовка операции

Операция длилась полтора месяца – с 3 августа по 15 сентября 1943 года. Всего в ней участвовало 167 партизанских бригад. При планировании «Рельсовой войны» у советского командования возникли разногласия.

Концепцию операции разработал один из лучших в мире специалист-подрывник полковник И.Г. Старинов. Он делал упор на подрыв именно вражеских эшелонов, приводя в качестве аргумента тот факт, что подрыв состава сразу невосполним, а рельсы враг может легко снова привести в рабочее состояние. Но ему противостоял генерал-лейтенант Пономаренко К.П. В качестве аргумента с его стороны звучал тот факт, что партизаны располагают слишком малым количеством взрывчатки для подрыва столь тяжелых объектов.

Также было выдвинуто ошибочное предположение, что у противника существует нехватка рельсов. По итогу спора между двумя командирами руководством было принято решение сосредоточить усилия подрывников именно на железнодорожных путях. И Старинов И.Г. отправился руководить штабом на Украину, а Пономаренко возглавил операцию.

Удар по железнодорожным путям противника

В штабы партизанских отрядов были отправлены специалисты-подрывники для обучения партизан минированию. Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию.

14 июля был издан приказ о начале проведения операции. Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот пятьдесят километров с запада на восток.

3 августа 1943 года 75000 партизан практически одновременно нанесли удар по железнодорожным путям противника. Более 40000  рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр». Немцы долго не могли наладить противодействие диверсиям. Но результат был первого этапа не так блестящ, как можно было бы ожидать.
Партизанам-подрывникам центром был спущен план – совершить определенное количество подрывов. В погоне за его выполнением было произведено множество малоэффективных диверсий – на полузаброшенных и малопроходимых путях.

«Охота» партизан на эшелоны

Но, тем не менее, за время проводимой операции было выведено из строя 215 тысяч рельсов. Немцы достаточно быстро приспособились налаживать разрушенные пути – они использовали так называемый «мостик» — рельсу, которая позволяла быстро «латать» поврежденный участок пути.

Рельсовая война

Кроме того, в распоряжении фашистов были железнодорожные полотна всей Европы – в ход пошел рельсовый материал из Голландии, Бельгии, самой Германии.

Более эффективным оказалось «охота» партизан именно на эшелоны. Чтобы нанести врагу двойной ущерб – разрушить полотно и пустить под откос состав, полковник Старинов изобрел специальное устройство, позаимствовав идею именно у немцев – которые применяли в боях морскую неконтактную мину.

Достаточно слабый заряд взрывчатки, который партизаны укладывали под рельсы, немцы научились нейтрализовывать еще в 1942 году, пуская вперед платформу с запасным материалом для ремонта этого самого поврежденного полотна – рельсами, крепежом, шпалами. Она была легкая, потому состав под откос не уходил, дорога латалась, и поезд шел дальше. Особого ущерба эта тактика не приносила. Старинов предложил другой вариант – над самой миной устанавливалась легкая веточка, которую присоединяли к храповику.

Приближающийся поезд начинал колебать ее, а храповик включал счетчик колебаний. Таким образом, взрыв производился под самим составом, разрушая и его, и железную дорогу.

Эта хитрость была не единственной, которую применяли украинские партизанские отряды. Под руководством полковника их действия были более эффективными, нежели в других регионах.

Итог «Рельсовой войны»

Тем не менее, результаты всей операции были впечатляющие – за весь период ее проведения было выведено из строя более 1500 км железнодорожных сообщений. На некоторых участках повреждения были настолько серьезными, что на их восстановление немцам понадобилось несколько недель – партизаны взрывали не только полотно, но и мосты.

Илья Старинов в своих воспоминаниях утверждал, что немцам первый этап «Рельсовой войны» принес даже в некотором роде облегчение – если в июле партизаны вывели из строя более 700 составов, то в августе, переключившись на взрыв железнодорожных полотен, они подорвали чуть более 400. Материала для ремонта у них было более чем достаточно. А в советских войсках таких запасов не было. Так ли это – вопрос остается открытым до сих пор, и многие историки спорят на эту тему. Ведь та тактика, которую применял полковник, скорее всего невозможна была по объективным причинам – партизанам не хватало не только взрывчатки, но и специалистов, которые могли бы наладить систему диверсий.

Советское командование учло ошибки первого этапа. И во втором-третьем этапе внимание подрывников было сосредоточено на крупных железнодорожных узлах, мостах, также под откос пускались эшелоны и бронепоезда.
Итогом «Рельсовой войны» стало сокращение, более чем на тридцать процентов, грузопотока немцам из стран Европы, фашисты вынуждены были тратить значительные силы на охрану грузов и дорог. По сути, партизаны открыли «второй фронт», оттянув значительные силы противника на себя и позволив нашим войскам одержать такую нужную для них победу в сражении на Курской дуге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *