Основание Казани

Основание Казани
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...

Основание Казани – непростая научная проблема. Её решение осложняется тем, что возраст города почти как возраст женщины – вопрос не только хронологический, но и психологический. Правда, тенденции в манипуляции датами у городов и женщин направлены в разные стороны. Как женщины стремятся возраст приуменьшить, а города – преувеличить. Если женщина желает быть вечно юной, то города желают казаться древними.

Конечно, если город относительно молод, то проблем почти не возникает. Достаточно поднять архив и найти либо императорский указ, либо указ Президиума Верховного Совета РСФСР или еще что-нибудь в этом роде. Но для городов, основанных в период древности и средневековья, такая метода не работает.

Самый распространенный вариант датировки основания древних и средневековых городов – по первому упоминанию в письменных источниках. Именно так, например, определяется дата основания Москвы – 1147 г. Но в случае с Казанью этот канал не очень информативен. Дело в том, что после завоевания Казани Иваном Грозным все татарские письменные источники были утрачены. Сложно даже представить их возможный состав.

Есть интересное свидетельство анонимного автора «Казанской истории», русского пленника, много лет прожившего в Казани. Пленник оказался образованным книжником, написавшим после освобождения нечто вроде мемуаров. В плену ему жилось неплохо: он пользовался расположением хана и поэтому имел возможность работать в дворцовых архивах и библиотеках, а также собирать устные рассказы и легенды, имевшие хождение при ханском дворе. Вопрос о дате основания Казани его интересовал. По его словам, он просмотрел разные летописи: и русские, и татарские. В русских летописях он информации найти не смог, но «не мало в казаньских видехъ». То есть, какие-то небольшие сведения в татарских летописях найти все-таки удалось.

Но, что эти были за сведения в «Казанской истории» не сказано. Потому ли, что эти сведения были слишком отрывочны, или потому, что автор счел их ненадежными – неизвестно. Факт в том, что, задавшись вопросом о возникновении Казанского ханства, сам он точного ответа с опорой на летописи найти не смог. В итоге, автор «Казанской истории» излагает не летописную, а легендарную историю о неком царе Саине, который, будучи наследником Батыя, основал Казань в понравившемся ему месте. Место отличалось обилием змей, которые были истреблены силами предложившего свои услуги волхва. Раз «царь Саин» был наследником Батыя, то основание города должно было произойти в XIII в.

Версия отличная, но, увы, критики она не выдерживает. Прежде всего, потому что благодаря множеству источников известно: никакого «Саина» среди наследников Батыя не было. Ему наследовал его брат – Берке. Да и в остальном версия «Казанской истории» выглядит слишком фантастично: двухголовый дракон, волхв, «бесовским действом» умертвивший всех змей и пр.
Большую часть источников информации, которыми пользовался автор «Казанской истории», мы теперь проверить не можем: исчезли казанские летописи, давно умерли люди, от которых книжник узнавал легендарные истории. Остались только русские летописи, в которых, как было сказано, казанский пленник никакой четкой информации найти не смог. Летописи мы проверить можем.

Что же дает нам проверка? Проверка подтверждает слова автора «Казанской истории» – информации об основании города практически нет. Упоминания о Казани появляются в русских летописях начиная с конца XIV в. Это упоминания о походах русских войск на территорию Волго-вятского региона. Например, в Рогожском летописце под 1399 год рассказано, как ватага новгородских и устюжских ушкуйников пограбила несколько городов по Вятке и Волге. В том числе – Казань. Но, во-первых, не известно, была ли это современная Казань или её предшественница – Старая Казань, находившаяся выше по течению реки Казанки. Во-вторых, само по себе разграбление города ничего не говорит о времени его возникновения.

Когда письменные источники не дают нужной информации, историки обращаются к археологии. Но в данном случае, и мастера лопаты и кисточки дать однозначного ответа не могут. Дело в том, что мест, удобных для строительства древних городов, было не так много. Древние градостроители стремились выбрать место, с одной стороны, сухое и высокое, с другой – защищенное особенностями рельефа от неожиданного нападения врагов. Идеальными в этом отношении считались высокие холмы, стоявшие в слиянии крупных рек. Понятно, что возвышенная местность в слиянии Волги и Казанки подходило для строительства города как нельзя лучше. Люди селились там с глубокой древности. Быть может, если хорошо поискать, можно и стоянки неандертальцев откопать. Поселения могли появляться и исчезать, один народ мог сменять другой. Но с какого момента брать отсчет современного города?

И вот тут к научным дискуссиям примешались дискуссии политические. Объективная реальность такова, что на территории Казани найдена чешская монета X в. Эта находка позволила датировать начало города XI в. Однако, я думаю, читатель и сам понимает шаткость этой версии. Всего лишь одна монета! Она могла выпасть из кошеля случайно забредшего путника, гостившего на постоялом дворе небольшого булгарского селища, которое хоть и располагалось на территории современной Казани, но прямой преемственности с современной татарской столицей не имеет. Даже название этого населенного пункта нам не известно.

Основание КазаниСкептически настроенные археологи призывают опираться на более весомые основания: например, на непрерывную преемственность культурных напластований. Они в Казани безусловно прослеживаются с XIV в. Изначально город существовал как булгарская крепость. А в XV в. первый казанский хан-чингизид Улу-Мухаммед устроил там свою столицу. С этого момента открывается новая, столичная страница в истории Казани.

Таким образом, на вопрос о том, когда возникла Казань можно дать, как минимум, три ответа:

Первая версия: если всё-таки ориентироваться на находку чешской монеты – Казань возникла в XI в. Значит, город существует уже тысячу лет. Его основатели – волжские булгары.

Вторая: если верить легенде, записанной автором «Казанской истории» – город возник в XIII в. Причем, был основан именно монголами.

Третья «скептическая» версия археологов относит основание города к концу XIV в., а становление как татарской столицы – к XV в.

К сожалению, более точного ответа современная наука даже не может. Возможно, этой исторической тайне суждено остаться тайной навсегда.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться
3 комментариев на тему “Основание Казани
  1. Чушь, автор приведи мозги в порядок. Да, Казань был основан древними булгарами. В то время татар в тех краях не водилось. Они пришли с Батыем и порушили Булгарское царство. А Казань называлась по булгарски — Хусан. В нынешней транскрипции — Казань.

  2. Слушайте, я сейчас подброшу монету 9 века в свой сарай деревенский и скажу что там жили булгары 😀 В интернете у черных копателей на ибэй можно не только старинные монеты купить! Казань однозначно построена Кипчакской Ордой в 14 веке — Золото Ордынские времена! Всё указывает только на этот период и никак иначе…

  3. Да, насмешили татарские историки, татарский историк синоним слова — фоменко)))))))
    Если мой древний Арзамас так дотировать то ему уже 7 тысяч лет)))) тут есть археологические свидетельства жизни людей эпохи мезолита — среднего каменного века))).
    А уж достоверные источники местного народа Эрзи дотируются 1 веком до р.х.))). Так что не смешите народ, татары появились только в 13 веке, в наших краях.
    Даже если вам не нравится первое упоминание в летописях Казани про ушуйников, была дата про 800 (маловероятная) но это еще куда не шло, но монетка блин это маразм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *