Особенности славянского зодчества

Особенности славянского зодчества

Надо сказать, что зодчество у каждого народа долгое время являлось одним из самых характерных элементов национальной культуры. Они часто сохранялись даже тогда, когда менялись язык и другие культурные черты, даже при миграции народа на другую территорию.

В настоящее время значительная часть построек утратила национальные черты и превратилась в космополитическое явление. Но в древности большинство народов имели собственные традиции строительства, которые либо шли из глубины веков и были связаны с особенностями климата и ландшафта, строительных материалов, и даже эстетических взглядов.

Конечно, давно известно, что основным строительным материалом славян было дерево, а основной архитектурной композицией была срубная постройка. Хотя деревянные строения долговечностью не отличаются, это подтверждается и археологическими изысканиями. Вообще строительная культура довольно устойчиво сопротивляется изменениям во времени. Как мы знаем, срубные постройки сохраняют свою популярность и по сей день.

Причины выбора срубной постройки очевидны: дешевизна и крайняя доступность материала, который легко обрабатывается простыми инструментами; прочность, устойчивость, которые обеспечиваются без скрепляющих элементов; можно сказать современным языком – модульность постройки, где можно поврежденные элементы заменить без разбора всей конструкции. Кроме того, плотное прилегание бревен в срубе обеспечивало достаточную теплоизоляцию.

Несомненной особенностью деревянных построек славян является возможность их достаточно быстрой сборки и разборки. Срубная конструкция как нельзя лучше этому способствует. Одной из причин этого был длительность экстенсивного способа земледелия – подсечно-огневой системой, которая требовала постоянных переносов пашни на новые места, рядом с которыми устанавливалось жилище.

Специфика древнерусского деревянного зодчества проявляла свою живучесть очень долгое время. Речь идет не только о срубных деревенских постройках, где, как и в древности, главную роль играла дешевизна, простота, практичность, но и зданиях знати, которая до XVII века включительно предпочитала строить для себя деревянные терема, а не холодные каменные здания.

Яркий пример этого – деревянный дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Весь состоявший из срубных теремков, соединенных переходами с резными крылечками он, конечно, строился с опорой на древнерусские традиции. Хотя уже не для дешевизны и практичности, а с целью подчеркнуть красоту этих традиций.

Недаром дворец называли «восьмым чудом света». Только резкий поворот к западным строительным традициям в имперское время вытеснил традиционное деревянное строительство в крупных городах.

Особенности славянского зодчества

Но даже при переходе к каменному строительству в допетровское время традиционные черты славянского традиционного зодчества прослеживались и в каменных зданиях. Знаменитый шатровый стиль, распространившийся в церковном каменном зодчестве с XVI века, примером которого может служить храм Василия Блаженного, скорее всего позаимствован из традиций деревянных церковных построек с отсутствующими несущими свод столбами. А те, в свою очередь, берут пирамидальную форму из зодчества еще дохристианской эпохи.

При расширении использования камня в строительстве домов богатых людей, каменной поначалу строили только нижнюю, хозяйственную часть дома, предпочитая жилые помещения надстраивать в виде традиционных срубов.

Любопытно, что на каменное зодчество восточных славян оказало влияние общее индоевропейское строительное наследие. Например, исследователи отмечали сходство древнеиндийской архитектуры и славянского храмового зодчества. В качестве общей черты называлось наличие у храмов многоглавия, как правило, нечетного количества глав. Индийским храмам, причем относящимся к разным конфессиям, также свойственно многоглавие, как и христианским церквям славян, причем, как восточным, так и западным.

Ученые заметили также и сходство форм глав индийских и славянских храмов – луковичных или шлемовидных. Да и сама структурная композиция храмов – квадратный четверик, ступенчатость – свойственны как индийской, так и славянской архитектуре. В этом нет ничего удивительного в силу общего индоевропейского культурного наследия.

Славянскому зодчеству была свойственна «встроенность» в природный ландшафт, с которым постройки находились в гармонии. Так церковь Покрова Богородицы на реке Нерль была поставлена на возвышении у слияния рек Клязьмы и Нерли, господствуя над водным перекрестком.

Кажется совершенно очевидным славянское языческое влияние на экстерьер древнерусских построек. Прежде всего это различные элементы внешнего декора. Хотя до нас не дошло ни одно строение языческого времени, можно предположить, что для украшения и в сакральных целях в деревянном зодчестве использовалась резьба по дереву, благо материал давал широкие возможности для этого.

Эта традиция переходит и в каменное древнерусское строительство. Причем, самые ранние каменные церковные постройки, возводимые приглашенными византийскими мастерами, декораций в виде резьбы по камню не имели. А вот с появлением собственных школ зодчества русские мастера стали активно использовать декоративную резьбу. Стены Дмитриевского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском построенные в XII в., покрыты причудливой резьбой по камню.

Не стоит думать, что славяне, возводя свои постройки, думали только о практичности и дешевизне. С этими качествами всегда сочеталась своя эстетика, представление о красоте. Она проявлялась в отделке выступающих частей бревен, украшениях кровли, часто носивших сакральный характер, создание повала в верхней части сруба, который и от осадков защищал и придавал изящный вид срубу.

Не много славянских строительных традиций дошло до нашего времени, однако они еще живы в сельской местности, и не утратили там актуальности и в практичности, и в красоте.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий