Осторожный подводник кригсмарине

U-862
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Генрих Тимм на лодке U-862 совершил 3 боевых похода: 10.43 — 04.44 в составе 4-й флотилии (Штетин) 05.44 — 09.44 в составе 12-й флотилии (Бордо) 10.44 — 05.45 в составе 33-й флотилии (Фленсбург/Пенанг)

Генрих Тимм начал свою морскую службу в октябре 1933 года. Несколько лет он служил на тральщиках (М-132 и М-110), прежде чем в июле 1939 года стал командиром тральщика М-7. На этом посту он достиг своего первого крупного военного успеха: во время патрулирования в Гель-голанде 9.01.40 М-7 засек и атаковал британскую подводную лодку «Starfish». В результате нескольких часов преследования и атак английская лодка получила многочисленные повреждения и была вынуждена всплыть на поверхность. Британский командир поспешил затопить свой корабль, а Тимм принял на борт с воды плененный английский экипаж.

На следующий день Тимм был награжден Железным крестом 2-го класса. За боевую активность своего тральщика в ходе Норвежской операции Тимм получил и вторую свою награду — Железный крест 1-го класса.

U-862

Однако к этому времени, под влиянием своих однокашников по «приему 33» — Люта, Прина и Хардегена, Тимм начал обращаться в высшие инстанции с просьбой перевести его в подводный флот. Вскоре он был направлен на тренировочную базу в Пиллау, где завершил подготовку в августе 1941 года, а через несколько месяцев был направлен командиром на лодку U-251.

У многих подводников Германии существовали какие-либо странные при-вычки или хобби, у Генриха Тимма это была классическая музыка. Всякий раз, когда позволяла обстановка, он приказывал транслировать классические мелодии по внутренней сети своих кораблей. Еще одним его увлечением было коллекционирование старых граммофонов. По крайней мере один из них находился на борту U-251, граммофонная труба стала боевой эмблемой лодки U-251.

После 6 месяцев тренировок и испытаний на Балтике лодка Тимма была переведена в Норвегию в апреле 1942 года и в течение следующего года совершила 9 патрулирований в арктических водах в составе 11.U флотилии. 3 мая 1942 года во время атак конвоя PQ-15 лодка потопила первое судно — «Jutland» (6135брт). В июле 1942-го Тимм участвовал в атаках печально известного конвоя PQ-17 и потопил 1 судно. Во время операций в арктических водах экипаж и командование отмечали основные черты Генриха Тимма — настойчивость в преследовании цели, хладнокровие, и осторожность — полное отсутствие лихости, столь характерной для подводников «приема 33». За все патрулирования 11-251 не получила ни одной царапины.

В июне 1943 года U-251 была возвращена в Германию для продолжительного планового ремонта. В условиях нехватки подводников командование кригсмарине не могло допустить длительного простоя опытного экипажа, и Тимм с его командой «временно» (а как ока-залось — навсегда) были переведены в Бремен для укомплектования экипажа вновь построенной большой субмарины серии IXD2 U-862.

Перевод на корабль нового типа, безусловно, потребовал тренировок, которые активно велись с октября 1943 года по май 1944-го на Балтике. По окончании подготовки лодка включена в группу «Monsun», направлявшуюся для действий в Индийском океане, в том числе и с японских баз. В мае 1944 года U-862 покинула Киль и после кратковременной остановки в Норвегии направилась на юг. По пути в Южную Атлантику 5.07.44 по радио Тимму сообщили о присвоении ему звания корветтен-капитана. Новое назначение командир отметил в духе «подводных» традиций: 25.07.44 U-862 одержала свою первую победу, потопив британское судно «Robin Goodfellow». Следующее достижение Тимма как-то не вяжется с вошедшей в поговорку предельной осторожностью командира — 20.08.44 его лодка сбила патрульный самолет «каталина» из 265 авиазвена RAF (вероятно, пилот, патрулировавший в Южной Атлантике, просто не ожидал такой наглости от всплывшей субмарины и слишком близко подошел к лодке на малой скорости). К моменту прибытия U-862 в Пенанг 9.09.44 на ее счету уже числилось 5 потопленных судов.

Ровно через 2 месяца Тимм вышел из передовой базы Батавия к восточному побережью Австралии. Однако район его крейсерства оказался не очень перспективным: здесь не было ни кораблей охранения, ни транспортов.

Впрочем, удача не оставляла командира U-862 — его пути пересеклись с американским пароходом типа «либерти» «Robert J.Walker», который шел из Фримантла в Сидней. 25 декабря в 40 милях восточнее Нароома (побережье штата Новый Южный Уэльс), лодка вышла в атаку. В 02:18 в корме транспорта взорвалась ее торпеда, повредив руль и винт. Транспорт остановился, вызывая по радио помощь. Ему обещали прислать буксир. Но обстановка благоприятствовала повторению атаки, и Тимм никак не хотел возвращаться без победы. В 06:00 еще одна торпеда попала в середину корпуса, и «Robert J.Walker» начал уходить на дно. Радист еще раз вышел в эфир с призывом о помощи. Можно было б дождаться кораблей, идущих на помощь, и попытаться увеличить счет побед, но осторожность командира, как всегда, взяла верх. U-862 удалилась с места боя, ее поиск не принес результатов. Что касается моряков транспорта, то все они были спасены, за исключением двух, погибших при первом взрыве.

В феврале U-862 потопила еще одно судно — «Piter Silwestr», следовавшее в Коломбо, и захватила около сотни пленных. Эти атаки стали рекордными по расстоянию от места основного базирования (U-862 числилась в 33.U флотилии во Фленсбурге). Судьба хранила U-862 (в отличие, например, от U-168, потопленной в Яванском море), и капитуляцию Хейнрих Тимм встретил в Сингапуре. В мае 1945 года экипаж спустил немецкий флаг и стер с рубки эмблему — «трубочиста с лестницей». 15 июля 1945-го U-862 стала японской I-502.

Всего на U-862 Тимм потопил 7 судов общим водоизмещением 42374брт и повредил 1 судно 4724брт.

После окончания войны Тимм и его команда оставались в Сингапуре, где попали в плен к англичанам при взятии английской армией этого города 12.09.45. Немцы были перевезены в Англию в лагерь для военнопленных, где они находились вплоть до апреля 1948 года.

После войны фрегаттен-капитан Тимм несколько лет служил в бундесмарине, но уже в надводном флоте. Среди прочих должностей и постов он стал первым командиром фрегата «Scharnhorst» незадолго до выхода в отставку в 1966 году.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *