Откуда пошло кузнечное дело

Откуда пошло кузнечное дело
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

История – это не только затейливые биографии коронованных особ, отчеты о ходе сражений и протоколы дипломатических служб. Важную часть истории составляет исследование того, как жили простые люди, как они зарабатывали себе хлеб насущный, как укрывались от непогоды и диких зверей, как изготавливали инструменты и оружие. Эта часть науки о прошлом называется историей материальной культуры. В рамках этой дисциплины ученые реконструируют древние формы хозяйственного уклада: охоты, скотоводства, земледелия и ремесла.

Сегодня наш разговор пойдет о ремесле, то есть о изготовлении в кустарных условиях домашней утвари, орудий труда, охотничьего и боевого оружия.

Изначально каждая семейная община производила все виды ремесленных изделий своими силами: сами лепили посуду, сами выделывали кожи, сами ковали металл. Но постепенно созрело понимание, что хорошему мастеру лучше не отвлекаться от главного дела, в котором он достиг совершенства. Так возникла специализация.

Надо сказать, что те виды ремесленной деятельности, которые требовали не очень глубоких знаний и сложных умений, выделились из общедомового хозяйства довольно поздно: до конца XIX в. в глухих деревнях хозяйки сами, в домашних условиях, ткали холсты, мастерили из глины или бересты нехитрую домашнюю утварь, валяли валенки и тачали мягкие сапожки.

А вот самый сложный вид ремесла – кузнечный – выделился еще в древности. Недаром самая распространённая фамилия в мире – это фамилия Кузнецов (Ковалев, Ковальченко, Смит, Шмидт и пр.)

Это произошло потому, что в любой деревне кузнец был заметной и уважаемой фигурой. Жил он обычно на отшибе. Так было устроено для того, чтобы искры кузнечного горна не подожгли дома односельчан. Образ кузнеца был овеян таинственным ореолом. Уединённое житье, умение повелевать огнем и металлом, физическая сила и мастерство внушали почтение простым земледельцам. Поэтому потомки кузнеца всегда помнили о ремесле своего предка: отсюда и распространённость фамилии.

Первые кузнецы появились тогда, когда человечество открыло использование металла. В хозяйственный оборот первыми попали цветные металлы. В природе они встречаются гораздо реже, чем железо. Зато гораздо чаще, чем железо медь, серебро и золото встречаются в «готовом» самородном состоянии. Прежде всего, конечно, медь. Самородная медь похожа на обычный камень, но обладает уникальными свойствами. Именно благодаря самородной меди человек каменного века вдруг понял, что «камень» можно не только обкалывать, обтесывать и шлифовать, но и ковать, а также плавить. Человечество вступила в эпоху металла.

Надо сказать, что первые кузнецы были не столько кузнецами в строгом смысле слова, сколько литейщиками. Древние медные и бронзовые топоры, копья, мечи и ножи не ковались, а отливались в каменных и глиняных формах. А затем только обрабатывались молотом и чеканом для придания более строгой формы и большей плотности. Поскольку первые медные и бронзовые украшения найдены археологами в Малой Азии, то, очевидно именно там впервые раздался звон кузнечного молота. Оттуда медь и бронза расходились по ближним и дальним странам и регионам.

Откуда пошло кузнечное делоВскоре умельцы-медники появились в Европе, на Кавказе, и в странах Востока. Медь как металл имеет множество полезных качеств: она устойчива к коррозии, легко плавится, легко чеканится, имеет красивый внешний вид. Однако и минусы меди весьма существенны: это мягкий металл, а главное – это он относительно редко встречается в природе и поэтому изделия из него дороги.

Настоящая революция в кузнечном деле произошла тогда, когда человечество научилось добывать железо. Самородное железо было известно и раньше, но встречалось оно еще реже чем медь. А вот железная руда встречается практически повсеместно. Добывать его мешала лишь одна трудность: для того, чтобы запустить восстановительные процессы, руду (которая, фактически, является окисью или гидратом железа) необходимо было нагреть до температуры ок. 1200 ˚С.

В обычном костре этого достичь невозможно. Но когда была изобретена сыродутная печь, дело пошло. Собственно, изобретение было не таким сложным: в замкнутую, чаще всего, глиняную печь, при помощи горна нагнетался воздух. Руда, сложенная в печь вместе с углем, горела. В пламени под воздействием температуры и газа, выделяемого горящим углем, происходило образование (восстановление) железа.

Железо стекало вниз и образовывало комок пористого металла – кницу. Когда процесс плавки был завершен, пористую крицу проковывали на наковальне. Получившееся железо было пригодно и для производства орудий труда, и для производства оружия. Железо, конечно, уступало меди бронзе в красоте. Кроме того, железо было гораздо менее устойчиво к коррозии. Но все эти недостатки с лихвой окупались двумя главными достоинствами: дешевизной и прочностью.

При столкновении бронзовый меч не имел ни малейших шансов против меча стального. Производство железа, так же, как и производство меди, началось в Малой Азии, но затем распространилось по всему миру.

Русские кузнецы издревле славились своим мастерством. Уже в эпоху раннего средневековья ими были освоены все основные технические приемы кузнечного дела: литье, ковка, рубка, насечка, протяжка, сварка и пр. Древние мастера сочетали кузнечные (то есть, «горячие») способы обработки металла с «холодными», т.е. слесарными. Сельские кузнецы производили весь необходимый арсенал крестьянского инструмента: сошники, серпы, косы, топоры и пилы.

Городские мастера были носителями более высокого мастерства: им под силу было производство технологически сложной продукции: замков, мебельной фурнитуры, украшений из золота и серебра и, конечно, оружия. Всем специалистам по древнерусскому вооружению известен меч, на котором сохранилась метка мастера: «Людота коваль». Это дорогой меч, который очевидно, принадлежал знатному воину.

Парадокс истории заключается в том, что имя того знатного воина, боярина или даже князя, исчезло в веках. А имя мастера, выковавшего грозное и красивое оружие, до сих пор живо в памяти потомков.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *