Отступление немецкой группы армий «Центр»

Отступление немецкой группы армий «Центр»
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Середина января ознаменовались широкомасштабным отступлением войск группы армий «Центр». Несмотря на принятые меры маскировки, сохранить в тайне маневр германскому командованию не удалось. Свою роль в этом сыграло и значительное улучшение погоды. Советской разведке, и прежде всего авиаторам 38-й разведывательной эскадрильи, удалось своевременно обнаружить отход неприятеля, что позволило соединениям 30-й армии Калининского и главным силам Западного фронтов приступить к преследованию противника.

Если 15 января все соединения ВВС Западного фронта выполнили 60 вылетов, то на следующий день — 156. 16 января чаще других стартовали самолеты 77-й сад и группы Николаенко. 21 раз экипажи уходили в небо для проведения разведки, а в ходе 45 самолетовылетов авиаторы бомбили цели в районах Сухиничей, Спас-Деменска, Юхнова, уничтожив на дорогах 13 танков, 32 грузовых автомашины, а также 18 железнодорожных вагонов. Потери оказались значительными: не вернулись на свои аэродромы один И-16, два Ил-2, два Як-1 и два Пе-3. (Впоследствии выяснилось, что боевая убыль составила четыре машины.)

Одного самолета Р-5 лишились в этот день части ГВФ, совершившие 20 рейсов для доставки частям 61-й армии и группе Белова 20,4 т продовольствия, 11,8 т боеприпасов, 240 л горючего. Переправили они кавалеристам и две коротковолновые радиостанции. Один транспортный самолет ПС-84 был подбит «мессершмиттом», но летчик сумел сбить пламя и благополучно посадить машину.

Надо отметить, что еще 13 января Ставка передала 61 -ю армию из Брянского фронта в состав Западного. Вместе с ней в ВВС Западного фронта перешла и 12-я сад. Авиация фронта увеличилась на шесть полков, в которых на 15 января имелось 63 У-2 и 21 Р-5. Последующие бои показали, что противодействие этим устаревшим машинам в воздухе оказывали не только немецкие истребители, но также бомбардировщики и разведчики.

15 и 16 января немецкие экипажи выполнили примерно по 50 вылетов в полосе Западного фронта. Не менее половины всех пролетов отмечалось над войсками 20-й армии, но основные потери люфтваффе понесли южнее, в полосе 61-й армии. Начальник одного из отделов Управления ПВО Западного фронта майор В. Макаров отразил в отчете: одиночные Ju88 и Hs126 регулярно бомбили и обстреливали наши войска; ответным огнем удалось поразить на малой высоте три «юнкерса» неподалеку от Козельска. Эти потери подтвердила и немецкая сторона: юго-восточнее Сухиничей не вернулись к 16 января на аэродромы Ju88 № 3564 из группы I/KG3, № 2562 из II/KG3 и № 1485 из отряда 4(F)/11; последний экипаж, возглавляемый лейтенантом Э. Хилмером (Е.Hilmer), попал в плен.

В эти дни хотя и медленно, но продвигались вперед войска 4-й ударной армии. Также успешно наступала соседняя 3-я ударная армия, поддержанная с воздуха 7-й сад.

Здесь весьма активно действовали летчики 6-го иап майора С.И. Чертова. Наибольшая глубина продвижения ударных объединений на юг и юго-запад достигла 60-65 км. Одновременно с войсками Северо-Западного фронта теснили неприятеля в середине января соединения 29-й и 39-й армий Калининского фронта, а также большинство армий Западного фронта. Воздушные разведчики докладывали об интенсивном движении немецких автомашин с пехотой и артиллерией, а также гужевого транспорта на юг и запад.

Получив эту информацию, И.В. Сталин пришел к выводу, что немцы в полной растерянности, они в панике бегут, следовательно, принятый по его инициативе план наступления оказался правильным и своевременным. Однако представление о скором и неизбежном сокрушительном поражении врага не соответствовало реальной обстановке: противник не бежал, а проводил перегруппировку. К концу второй декады января наступление Красной Армии затормозилось на многих направлениях, кроме центрального участка Западного фронта.

Отступление немецкой группы армий «Центр»

Германские войска подготовили и провели несколько успешных контрударов. Один из них был направлен на деблокаду окруженного гарнизона в Сухиничах. 16 января части 24-го танкового корпуса 2-й танковой армии развили наступление со стороны Жиздры, выходя во фланг 10-й советской армии. Удар оказался неожиданным по своей силе для командарма Ф.И. Голикова, ослабленные войска которого не смогли остановить неприятеля, поскольку полоса наступления армии оказалась чрезмерно растянутой. Среди трофеев немцы захватили четыре самолета, в т. ч. два исправных. Успехам немецких войск здесь способствовала активность частей люфтваффе.

Экипажи люфтваффе в январе все же не смогли существенно поддержать части 2-й танковой армии на поле боя, но атаковали подходящие советские резервы, препятствовали снабжению. Так, восточнее Белева 20 января два — четыре самолета, прежде всего Bf 110, штурмовали санные и автомобильные колонны, совершая до семи заходов на цели. Через два дня в районе г. Плавск наши войска на дороге около деревни Меховое, где располагался штаб 10-й армии, не менее пяти раз обстреливались одиночными самолетами с высоты 20-30 м.

Кроме того, германские авиаторы обеспечили командующего армией генерала Р. Шмидта подробной разведывательной информацией. Утром 23 января штурманы Ju88 зафиксировали интенсивные передвижения составов по участку железной дороги Тула — Горбачево. На станции Волово они обнаружили 11 стоявших эшелонов, а юго-восточнее Плавска — скопление советских автомашин, в том числе бензовозов. Здесь, донесли командованию немецкие летчики, скорее всего находился крупный склад горючего.

Генерал К.К. Рокоссовский, прибывший в Мещовск 24 января во главе полевого управления и штаба 16-й армии, отмечал: «Днем в 10-й армии было запрещено всякое движение из-за того, что немецкие самолеты буквально висели над дорогами». В тот же день враг деблокировал гарнизон Сухиничей. Германские историки утверждают, что успех немцам удалось завоевать благодаря распылению сил советских войск, а также их слабому взаимодействию с авиацией.

В первую и вторую декады января 1942 г. советское наступление на центральном участке Западного фронта развивалось успешно, несмотря на возросшее противодействие противника. Войска 5-й армии подошли к Можайску, продвигавшиеся южнее соединения 33-й армии вышли к г. Верея. Серьезную угрозу для 4-й германской полевой армии представляли прорыв 10-й армии и соединения генерала П.А. Белова на южном фланге фронта.

Поскольку у нацистов не было резервов, чтобы прикрыть стык объединения со 2-й танковой армией, то войска генерала Ф.И. Голикова, освободив г. Киров, смогли перерезать железную дорогу Брянск — Вязьма — важную артерию для всей обороны противника. Сталин и Генеральный штаб продолжали настаивать на скорейшем занятии Вязьмы, чтобы не допустить отхода значительных сил врага из района намечавшегося крупного «мешка» для соединений группы армий «Центр».

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *