Танк Маус (Panzer VIII Maus)

Маус

Проектирование и разработка

Panzer VIII Maus — это нацистский сверхтяжелый танк, так и не поступивший в серийное производство. Его история закончилась на стадии прототипа, которых было изготовлено всего два. Maus (мышь) — это безусловно самый огромный и самый тяжелый боевой танк из всех когда-либо построенных.

Немецких инженеров всегда отличало стремление к гигантомании, а Маус стал его апогеем. Любовь немцев к огромным танкам началась еще с Ягдтигра — весьма впечатляющей боевой машины весом в 71 тонну и со 128-миллиметровым орудием.

Прототип Мауса создавался под кодовым названием «VK 100.01 Porsche Typ 205». Важно учесть, что в разработке нового сверхтяжелого танка для Германии не было никакой необходимости. Единственная причина, по которой этот проект вообще был одобрен, это желание Гитлера впечатлить своих противников. Танк должен был нести скорее функцию запугивания и деморализации противника, чем был способен к выполнению боевых задач.

Проект танка был предложен фюреру Фердинандом Порше в июне 1942 года. И поскольку он идеально соответствовал стремлениям Гитлера к танку-гиганту, проект был немедленно одобрен. Гитлер подписал контракт на создание первой тестовой машины к марту 1944 года. Маус должен был стать настоящим монстром, использующим самые передовые технологические разработки по максимуму. Благодаря энтузиазму Порше и несмотря на скептическое отношение Вермахта к этому проекту, первый прототип Мауса был готов уже в 1943 году.

Невероятная и бессмысленная инженерия

Первый прототип получил название Mammut, но затем его изменили на шутливое Maus. В основу танка легло впечатляющее 128-миллиметровое орудие, которое также устанавливалось на Ягдтигр.

Большой проблемой для конструкторов была огромная масса Мауса — более 100 тонн. Также танк оказался весьма прожорлив, потребляя огромное количество топлива и электричества. По этой причине для Мауса разработали специализированный дизельный двигатель с огромным электрогенератором, который занимал треть корпуса танка. Башню пришлось сместить назад, чтобы освободить место для всех этих элементов.

Порше настоял, чтобы на этом танке была установлена только что разработанная и протестированная электрическая трансмиссия. Это привело к тому, что водитель танка оказался полностью изолирован в передней его части и мог общаться с командиром только при помощи радиосвязи.

Гусеничные траки также были невероятно широкими — 1,1 метра. Из-за размеров траков и узкого корпуса Маус был крайне неманевренным танком. Броня была также чрезвычайно толстой — 180 мм по бокам и сзади, и 250 мм в передней части и у башни. Эти значения стали рекордными относительно любых других танков, созданных ранее.

Позже было принято решение добавить броню еще и в верхнюю часть танка (до 220 мм), чтобы защитить его от нападений русских штурмовиков «Ил-2».

Вооружение

Внушительный танк нуждался в не менее внушительном орудии. Основным вооружением Мауса являлось 128-миллиметровое орудие, которое ранее использовалось для «Ягдтигра». Орудие стреляло огромными снарядами по 28 кг каждый, которые были способны пробить броню толщиной 200 мм под наклоном 30 градусов с расстояния 2000 метров.

Деревянный макет будущего танка был предоставлен Гитлеру 1 мая 1944 года. Фюреру показалось недостаточно орудия 128 мм, и он потребовал установить на танк пушку калибра 150 мм. Тем не менее первый (и последний) заказ на производство этого танка поступил со 128-мм орудием в проекте.

Производство должно было начаться осенью 1943 года. Предполагалось, что финальный вес танка составит около 188 тонн. Гитлер настоял, чтобы вес танка увеличили до 200 тонн.

Отсутствие пулемета, низкая маневренность и огромный размер танка заставили Гудериана отказаться от его применения. Маус не был способен сражаться с другими танками на поле боя, ему требовалась поддержка пехоты. Германия начала сдавать свои позиции, и Гитлер отказался от производственного заказа на Маус в октябре 1943, полностью отменив проект в ноябре. Германия не могла себе позволить такой дорогостоящий проект, ее производственных мощностей едва хватало на выпуск других востребованных для войны танков.

Несмотря на это, Порше изо всех сил старался закончить первый прототип к декабрю. Уже в июне 1944 года стартовали испытания нового танка.

Тестирование

Тестирование выявило серьезные проблемы. Из-за огромного веса максимальная скорость танка составляла всего 20 км/ч, но даже эта скорость на практике никогда не была достигнута. Даже в идеальных условиях проходимости Маус едва набирал 13 км/ч.

Танк Маус

Также для Мауса было невозможно пересечение мостов, городских улиц и железнодорожных путей по причине его громоздкости. Из-за низкой скорости и невозможности использовать рельсы транспортировка Мауса к месту боевых действий превращалась в большую проблему.

Танк мог передвигаться только своим ходом и очень медленно, и для этого необходимо было затратить несоизмеримое количество топлива. Все это ставило дальнейшее использование танка под вопрос.

Судьба Panzer VIII Maus

Второй прототип машины был готов в марте 1944 года и также был допущен к испытаниям. Однако он был изготовлен без башни, она была закончена немного позднее. Оба прототипа были захвачены в ходе тестирования советскими войсками. Вероятно, имел место саботаж.

Советское командование издало приказ, чтобы оба прототипа были закончены, и тестирования продолжились. На тот момент Советский Союз также разрабатывал секретный проект сверхтяжелого танка «Объект 257». Благодаря испытаниям Мауса этот проект был отменен.

Советы увидели неоспоримые преимущества Мауса над Объектом: орудие «Мышонка» с легкостью пробивало броню Объекта, а советский танк пробить немца так и не смог. В результате Объект был постепенно доработан, и прототипом в этих доработках выступал захваченный немецкий «танк прорыва». Из двух захваченных Маусов собрали один полностью рабочий образец. На данный момент этот танк стоит в музее города Кубинка Московской области в ангаре, который специально был построен вокруг него.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *