Пар против парусов

парусник
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Первая почтовая марка появилась на свет немногим более 145 лет назад. Единственной задачей ее было упрощение процедуры почтовых сборов. Вскоре однако к основной функции марок — оплате почтовых отправлений — добавилась и информационная. Отражая моменты истории, текущие политические, экономические и культурные события, достижения науки и техники, мореплавания и спорта, флору и фауну, они постепенно превращались в настоящие «визитные карточки» стран. Изучая марки страны, стало возможным получить о ней живое представление. Так, советские почтовые марки оперативно отражают наши успехи в социалистическом строительстве, рассказывают о победной поступи идей марксизма- ленинизма, о борьбе народов за мир и разоружение. Много марок посвящено героическому прошлому нашей Родины, по ним можно проследить ее историю.

Памятные марки в филателии дали толчок тематическому коллекционированию — одному из интереснейших видов творческого познания материальной культуры мира.

Большое количество марок, выпускаемых в разных странах, связано с историей мореплавания и судостроения, в частности, парусного.

На протяжении многих веков парус исправно служил людям. От простого куска звериной шкуры, поднимаемого первобытным рыбаком на своей долбленой лодке, до белоснежной пены парусов, окутывающей мачты красавцев-клиперов и винджаммеров XIX века — таков славный путь этого надежного помощника человека на море.

Начиная со второй половины XIX века, во всех военных флотах мира парусные корабли стали заменяться паровыми. В торговом же флоте они продолжали нести свою службу вплоть до XX века. Конкуренция с развивающимся паровым флотом заставляла судовладельцев и судостроителей модернизировать парусные суда, и появились знаменитые клипера, которые свободно обгоняли пароходы даже в слабый ветер. Один из наиболее известных — клипер «Катти Сарк» — сохранился доныне как музейная реликвия, и ему посвящены почтовые миниатюры некоторых стран.

Открытие Панамского канала и появление теплоходов нанесло существенный удар по парусному флоту, один за другим красавцы-клипера вставали на прикол или шли на слом. Конкурировать с паровым флотом они могли только при перевозке больших партий малоценного груза на большие расстояния, но для этого потребовалось увеличить размеры судов. И появились огромные стальные винджаммеры, имеющие в 3—4 раза большую вместимость. Стальной рангоут позволил этим судам увеличить парусность и максимально ее использовать даже в сильный кормовой ветер. Но в погоне за прибылью судовладельцы чрезмерно уменьшали численность экипажа. Подобного рода «экономия» приводила к частым авариям и гибели крупнейших и совершеннейших парусных судов.

Парус сошел с традиционных торговых путей. Но в составе учебного флота мира осталось в строю около 200 парусных судов. Из них 50 — крупные суда классической оснастки конца XIX — начала XX веков. Кроме того, около 30 тысяч единиц насчитывает армада спортивных парусных судов.

Сейчас, когда встали во весь рост проблемы охраны окружающей среды, все чаще вспоминают наши современники парус — самый чистый в мире движитель. Выходят на торговые пути грузовые суда, вооруженные вспомогательными парусами. Их появление вызвано и недостатком энергетических ресурсов.

В нашей стране защите морской среды от загрязнения придается большое значение. Человечество обязано заботиться о чистоте своей планеты, и одним из действенных средств, помогающих в этом нужном деле, может и должен стать парус.

марка с парусником

Повышение интереса к парусам и парусным судам нашло свое отражение в филателии. За последние 25 лет число марок с исторически достоверным изображением парусников увеличилось примерно в 10 раз. На марках можно видеть изображение как всемирно известных парусных судов прошлого, так и известных только узкому кругу ценителей парусного дела или профессиональным морякам. Этот поток марок с парусной тематикой вызвал к жизни новую ветвь тематического коллекционирования — «история парусного флота» как часть более широкой темы «история судостроения». Среди многочисленных парусных судов, которые можно видеть на фактических материалах, есть немало судов, которые несли свою службу в XX веке. Это и музейные редкости, возраст которых насчитывает сотни лет, и суда постройки 80-х годов XX века.

Только в середине XX века, когда научно-техническая революция повернула человечество к стремительному развитию техники, оно поняло, что плоды производственной деятельности тоже являются его культурным наследием наряду с прославленным Парфеноном или творениями Тициана. Во многих странах энтузиасты стали разыскивать и восстанавливать образцы техники прежних лет. Появились музеи, в которых прослеживалась история развития того или иного направления технического творчества — автомобилестроения, авиастроения, судостроения и т. д.

Если раньше в некоторых странах сохранялись лишь старые суда, связанные с крупными историческими событиями, ставшие национальными реликвиями, такие, как ботик Петра 1 в нашей стране или «Виктори» в Англии, то теперь стараются превратить в музейный экспонат любой парусник, доживший до наших времен, так как раньше все эти суда строились только по индивидуальным проектам и сейчас представляют собою уникальные образцы материальной культуры ушедших времен. Изображения некоторых таких парусных судов попали на почтовые марки.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *