Парусники-долгожители

барк пятимачтовый
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Пятимачтовые шхуны канадской постройки

Шхуны, в особенности небольшие трехмачтовые, всегда пользовались доброй славой у моряков-парусников старых времен. Даже в настоящее время они составляют значительную часть плавающих парусников, а их владельцы объединяются в «Общество любителей гафельных шхун».

В 1917—1918 годах, в целях увеличения размеров, грузоподъемности и рентабельности грузовых парусных шхун, несколько частных фирм заказали в Канаде 12 парусно-моторных гафельных шхун. Все шхуны по размерениям и вооружению мало отличались друг от друга.

Первой была спущена на воду пятимачтовая шхуна «Мейбл Браун», давшая имя всей серии. Она была построена на верфи фирмы Уоллес, где были заложены шесть шхун. Вторая полусерия из шести шхун делалась на верфях «Камврон Геноа Миллс» в Виктории, Северного Ванкувера.

Шхуны этого типа получили устойчивое прозвище «исправительный дом», так как в погоне за доходами судохозяева до предела сократили экипажи, они плохо управлялись малочисленными командами и не могли конкурировать с трехмачтовыми шхунами, скорость которых под парусами была выше. Маломощная механическая установка плохо помогала, и шхуны оказались нерентабельными. Постепенно хозяева стали от них отказываться. Они превращались в склады или занимались китобойным промыслом, не требующим больших скоростей.

Дольше всех проплавала шхуна «Малахат», которая боролась за свое существование противозаконным промыслом — контрабандными перевозками спиртных напитков. Она погибла в 1944 году, и с ее гибелью ушла в историю эта несостоявшаяся серия парусных пятимачтовых шхун канадской постройки.

Память о ней осталась лишь благодаря выпущенной в Канаде почтовой марке стоимостью 12 центов.

«Оливебэнк»

В 1892 году в Глазго, по заказу компании Андрэ Вейра, был построен стальной четырехмачтовый барк «Оливебэнк». Строила его судостроительная английская фирма «Макки и Томсон».

До 1913 года барк «Оливебэнк» плавал под английским флагом на традиционных линиях винджаммеров, перевозя массовые грузы (селитру, уголь, зерно).

В 1913 году он был приобретен норвежской судоходной компанией и получил название «Каледония».

С 1913 по 20-е годы «Каледония» сменила пять судовладельцев и не меньшее число названий. Но в 1924 году барк приобрел известный поклонник парусных судов Густав Эриксон, арматор с Аландских островов.

Он вернул барку его первое название «Оливебэнк» и поставил на «зерновозную» линию Южная Австралия — порты Англии. Парусный флот Г. Эриксона держал на эти перевозки монополию, используя до 20 винджаммеров.

Под вымпелом компании «Оливебэнк» плавал с 1924 года по 1939 год. Он 12 раз обогнул мыс Горн под парусами. Лучший переход — с западного берега Южной Америки (залив Спенсер) в Фалмут совершил за 104 суток.

Барк погиб 8 сентября 1939 года, подорвавшись на плавающей мине в Северном море. Из экипажа в 38 человек спастись удалось только семи. Капитан барка погиб вместе со своим судном.

Почтовая марка, посвященная «Оливебэнку», который бороздил океаны 47 лет, выпущена в Тувалу в 1981 году. А на Соломоновых островах марка выпущена в 1984 году.

клипер

«Патриарх»

Этот большой трехмачтовый клипер, построенный на верфях в Абердине в 1869 году конструктором Вальтером Худом, был прекрасным ходоком. Клипер заказала судоходная компания «Уайт Стар Лайн» и после сдачи корабля строителями поставила его на линию Европа — Австралия, где он работал много лет.

«Патриарх» был первым клипером европейской постройки из железа, до этого на верфях Старого Света строились деревянные или композитные клипера, которые, конечно же, быстро изнашивались, так как плавали в тяжелых условиях «ревущих сороковых», огибали мыс Горн.

Уже первый рейс в Сиднейский залив в 1869— 1870 гг. «Патриарх», имея груз и 40 пассажиров, прошел за 67 суток. В этом первом рейсе были сутки, за которые он прошел 366 миль — рекорд, который повторила «Катти Сарк» под командованием Р. Вуджета только в 1885 году.

Проработав на океанских торговых путях свыше 40 лет, 12 февраля 1912 года «Патриарх» потерпел аварию и пошел ко дну у побережья Чили.

Марка с изображением клипера-долгожителя выпущена в Пенрине в 1981 году.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *