Переправа на левый берег

Переправа на левый берег

Баркас «Лена» (помощник капитана Н. О. Зверев) сначала работал на Центральной городской переправе, а с 15 августа 1942 года — на одной из воинских переправ, день и ночь совершая рейсы из Сталинграда в Бобыли. На буксире баркас водил паром № 3.

Во время жестокой бомбежки города, переправ и причалов 23 и – 24 августа 1942 года баркас переправлял через Волгу население от Центральной пристани в Красную Слободу, а на правый берег перевозил воинское пополнение и грузы, работая сначала без парома на буксире, а потом (с 25 августа) с паромом. Только с 23 по 27 августа «Лена» совершила 90 рейсов через реку и перевезла 2250 автомашин, более 100 орудий, 867 подвод и около 1500 воинов и населения.

Бывший механик баркаса Н. П. Беспутчиков в 1972 году рассказывал корреспонденту газеты «Большая Волга»:

«Командовал баркасом капитан Никита Осипович Зверев. В экипаже было вместо 12 всего 5 человек, поэтому каждому приходилось работать за двоих, за троих. Недосыпали, порой недоедали, но дело свое справляли крепко, по-фронтовому. В атаку вместе с бойцами мы не ходили, но связь с героическими защитниками города была у нас самая жизненная. Посудите сами, за сутки — 12 рейсов и каждый с боеприпасами, боевой техникой и солдатами».

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении заданий командования на сталинградских переправах, капитан баркаса «Лена» Н. О. Зверев и механик баркаса Н. П. Беспутников были награждены орденом Красного Знамени.

Баркас «Донбасс» (капитан Н. П. Афанасьев) в дни бомбежки города выполнял различные задания пароходства по спасению получивших повреждения судов. Во время тушения пожара на дебаркадере N9 40 у Центральной пристани 24 августа осколками бомбы был убит капитан баркаса Н. П. Афанасьев.

В эти же дни переправу жителей на левый берег осуществляли пассажирские суда, оказавшиеся 23-25 августа в Сталинграде. Некоторые из них за 4 дня перевезли через Волгу по нескольку тысяч жителей и раненых. Так, пассажирский пароход «Парижская коммуна» (капитан Л. Д. Галашин) сделал 12 рейсов через Волгу и перевез на ее левый берег около 18 тысяч человек.

Пароход «Чкалов» (капитан И. И. Ширяев) во время бомбежки города 23 августа стоял у Центральной городской пристани. Вся команда ушла на берег получать деньги. На судне остались лишь старший штурман В. В. Семенов и рулевой М. Огнев.

Переправа на левый берег

Когда началась бомбежка, Семенов решил отвести судно от причала. Но не было механика, чтобы управлять машиной. Случайно он нашел на берегу мальчишку-масленщика, который сумел запустить машину. «Чкалов» уже начал отчаливать от пристани, как в нее ухнула бомба. Взрыв был настолько силен, что на пароходе повыскакивали из окон все стекла, а рулевому Огневу оторвало руку. В госпитале он скончался от потери крови.

Пароход «Чкалов» пересек Волгу и встал у левого берега в районе хутора Бобров, куда утром 24 августа и прибыла вся команда во главе с капитаном.

Через два дня «Чкалов» работал на переправе и в одном из рейсов прочно сел на мель в Щучьем проране. Попытки стащить его с мели не удались, и он был оставлен на месте, а команда переведена на другие суда. Впоследствии (24 октября 1942 года) пароход был разбит вражескими бомбами.

На Центральной пристани города осколком бомбы на одном из дебаркадеров был убит помощник шкипера Я. И. Клочков. От разрывов бомб загорелись склады и другие береговые сооружения пристани. Огонь мог перекинуться на стоявшие у причалов дебаркадеры. Шкиперы этих дебаркадеров И. М. Трофимов, И. М. Касимов и Чернокозов отчалили суда от причалов, а отжимной ветер и течение отогнали их на середину Волги. Дебаркадеры и ценное имущество на них были спасены. Мужественные речники в кромешном аду бомбежки нашли в себе силы, чтобы спасти народное добро.

Имевшиеся в Сталинграде более 10 тральщиков Волжской военной флотилии с началом бомбежки города были немедленно включены в работу по эвакуации населения на левый берег Волги. Несмотря на обстрел и яростную бомбежку, экипажи этих тральщиков день и ночь совершали рейсы через Волгу до Красной Слободы, Бобылей и Бакалды. Особенно активно работали на переправе тральщики № 312, 315, 322, 323, 324, 351, 352 и 361 и газоход N° 44 под общим командованием капитана III ранга Ляльченко122. С 23 по 28 августа 1942 года тральщики перевезли на левый берег несколько тысяч жителей города.

Тральщик N 324 (командир главный старшина Д. М. Мараговский) 24 августа доставлял в район Рынок боеприпасы для батальона морской пехоты Волжской флотилии, который вел бои в районе Латошинка — Рынок. На обратном пути тральщик попал под сильный обстрел вражеских танков. Пользуясь темнотой, командир тральщика приказал выключить мотор, и судно самосплавом прошло мимо опасного места, не замеченное гитлеровцами, и благополучно прибыло в базу.

На стихийно организованных населением переправах использовались сотни различных плавсредств: лодки, дощаники, плоты, катера, моторки и т. д. И все же их было недостаточно. На помощь населению пришли комсомольцы. Они здесь же на берегу строили плоты и переправляли на них людей через Волгу. Особенно помогли жителям в переправе через реку комсомольцы тракторного завода.

Гитлеровцы бомбили и обстреливали все то, что плавало на воде: суда, лодки, плоты, стараясь их уничтожить вместе с пассажирами. Иногда поднятыми от разрывов бомб волнами людей смывало с плотов, и тогда комсомольцы бросались в воду за утопавшими и спасали их. Особенно много жителей спасли и переправили через Волгу комсомольцы СТЗ П. Макаров и В. Лушниченко.

В связи с выходом немецко-фашистских войск к берегу Волги севернее тракторного завода командующий ВВФ своим приказом создал Северную группу кораблей в составе двух канонерских лодок («Усыскин» и «Чапаев») и пяти бронекатеров (№ 14, 23, 34, 51, 54) под командованием капитан-лейтенанта С. П. Лысенко. Эта группа оказывала существенную поддержку войскам северной группы полковника С. Ф. Горохова вплоть до самой победы над Сталинградом.

Стремясь отрезать Сталинград от Заволжья, гитлеровцы еще в начале августа 1942 года неоднократно пытались уничтожить железнодорожную паромную переправу в районе Латошинки. Около месяца они ее бомбили, но вывести из строя не смогли. Переправа продолжала действовать бесперебойно. Ее надежно прикрывали зенитчики 1077-го артиллерийского полка ПВО.

На этой переправе в течение суток перебрасывалось на левый берег до 600 железнодорожных вагонов, а также летучки с ранеными и воинские части. Здесь работали два парома, «Сталин» (капитан Н. Я. Самойлов) и «Вторая переправа» (капитан И. И. Иноземцев). На паромах были установлены зенитные пулеметы.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий