Перикл — правление, реформы

Перикл

Перикл (494-429 гг. до н. э.) был выдающимся греческим государственным деятелем, оратором и полководцем в золотой век Афин. Период, в который он руководил Афинами, фактически был назван веком Перикла из-за его влияния не только на судьбы жителей города, но и на всю греческую историю в течение 5-го века до н. э. и даже после его смерти. Он был ярым сторонником демократии, хотя ее форма отличалась от современной и известной нам, поскольку только афинские граждане мужского пола могли участвовать в политике. Тем не менее его реформы впоследствии заложат основу для развития более поздних демократических политических систем.

Имя Перикла означает “окруженный славой”, и он оправдал свое имя, сделав Афины величайшим из греческих городов-государств. Его влияние на афинское общество, политику и культуру было столь велико, что древнегреческий историк Фукидид, его современник и почитатель, назвал его «первым гражданином Афин».

Перикл пропагандировал и продвигал в массы искусство, литературу и философию, дал свободу действий некоторым из самых вдохновенных писателей, художников и мыслителей своего времени. Он увеличил власть Афин, используя Делийскую лигу для создания Афинской империи, и провел свой город через первую Пелопоннесскую войну (460-446 до н. э.) и первые два года второй Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.). Он до последнего своего вздоха участвовал в политической жизни, когда умер от чумы в 429 году до н. э.

Ранняя жизнь и подъем к власти

Перикл родился в Афинах, в 495 году до н. э. в аристократической семье. Его отец, Ксантипп ( 525-475 до н. э.) был уважаемым политиком и героем войн, а его мать, Агариста, принадлежала к могущественной и влиятельной семье Алкмеонидов, которая поощряла раннее развитие афинской демократии. Знатность, престиж и богатство семьи Перикла позволяли ему развивать свою склонность к образованию в любом предмете, который ему нравился. Он много читал, проявлял особый интерес к философии, был потом признан первым афинским политиком, который придавал значение философии как практической дисциплине, а не только теории.

Первые годы жизни Перикла прошли спокойно, и молодой человек стал избегать публичных выступлений и речей, предпочитая посвящать свое время учебе. Позднее эта первоначальная застенчивость и стеснительность выступать на публике зародила заявления недоброжелателей о том, что его супруга, легендарная Аспасия, писала за него речи и учила правильно говорить, потому что, по их словам, не было никаких свидетельств того, что он учился ораторскому искусству в юности. Для афинянина, особенно государственного деятеля, утверждение, что женщина ответственна за его успешную карьеру, было серьезным оскорблением, и политические враги Перикла неоднократно обращали внимание на это обвинение. Перикл был вовлечен в политику уже в начале 460-х годов до н.э.

Он вел дело против своего политического соперника Кимона (ок. 510-450 до н. э.) в 463 году до н. э., обвиняя последнего в коррупции в его отношениях с Македонией. Кимон, сын Мильтиада (герой Марафонской битвы), был оправдан, но это, возможно, было связано больше с его политическими связями и влиянием, чем с какой-либо неспособностью Перикла вести дело. Кимон был лидером Консервативной партии и способным военачальником, сражавшимся при Саламине в 480 году до н. э., когда греки разгромили персов. Во время персидского вторжения 480 года до н. э., Афины сплотили другие города-государства для обороны и, впоследствии, заняли доминирующее положение.

Делийская Лига, Конфедерация городов-государств, была создана в 478 году до н. э., чтобы обеспечить защиту от дальнейшей персидской агрессии, и Симон сыграл важную роль в убеждении различных городов-государств присоединиться к ней. За много лет до того, как Перикл вступил на политический путь, Кимон уже был влиятельным человеком и сделал много хорошего для афинян и других городов-государств. В 461 году до н. э. Перикл снова обвинил Кимона в коррупции – на этот раз утверждая, что он помогает спартанским интересам – и добился изгнания своего соперника из города на десять лет ( в то время Афины и Спарта находились в состоянии затяжного конфликта).

Первая Пелопоннесская Война

Делийская Лига существовала в то время почти двадцать лет и все больше становилась скорее продолжением Афинской власти и политики, чем греческой Конфедерацией для взаимной защиты. Города-государства предпочитали просто платить Афинам за их защиту, а не посылать войска и припасы для общего дела, и эта причина, которую Афины приветствовали, делала город богатым и могущественным.

Перикл

Первая Пелопоннесская война началась между Афинами и Спартой и велась за господство в регионе, хотя фактический конфликт в основном включал Афины и Коринф, союзника Спарты. В то время Греция была не единой страной, а конфедерацией городов-государств, связанных “общей кровью, общим языком, общей религией и общими обычаями” (как отмечал Геродот).Некоторые города-государства присоединялись либо к Афинам, либо к Спарте, двум наиболее могущественным, в зависимости от собственных интересов, и это создавало паутину союзов, которые формировали противоположные стороны войны. Спарта опасалась, что растущая мощь Афин представляет угрозу, но не могла надеяться победить афинский флот, который стал только больше и эффективнее после победы при Саламине в 480 году до н. э.

У Коринфа, однако, был флот, как и у другого союзника, Эгины (остров недалеко от Афин), которым воспользовалась спартанская коалиция. Истинной причиной войны были не те или иные мелкие беспорядки, не восстание далекой колонии, не нарушение незначительного договора и тому подобное. Это было что-то глубоко под поверхностью, глубоко в человеческой природе, и причиной всех войн, когда-либо сражавшихся. Движущей силой была жадность, та странная страсть к власти и обладанию, которой не удовлетворяют ни власть, ни обладание. Власть или эквивалентное ей богатство порождало желание иметь больше власти, больше богатства. Афиняне и спартанцы сражались только по одной причине-потому что они были могущественны и поэтому были вынуждены искать больше власти (историк Эдит Гамильтон).

Перикл, как главнокомандующий, руководил афинскими войсками в ряде сражений, но ни одна из сторон не могла получить значительного преимущества. В конце концов было заключено перемирие, организованное Кимоном, который вернулся из ссылки в 451 году до н. э. Перемирие позволило Периклу сосредоточить свое внимание на других областях. Он издал свой так называемый Декрет Конгресса в 449 году до н. э., приглашая все города-государства собраться для переговоров о единой стране, но когда Спарта отказалась присутствовать, инициатива застопорилась. Однако военные действия не возобновились, и первая Пелопоннесская война завершилась договором, который установил пределы досягаемости как Афин, так и Спарты.

Знакомство с Аспасией

Несмотря на военное положение в городе, на протяжении всей войны Перикл участвовал в различных культурных инициативах в Афинах, которые позволили ему познакомиться с выдающимися умами Афин. Среди них была писательница и педагог Аспасия из Милета, которая вмиг покорила его сердце (также есть предположение, что на самом деле Аспасия была гетерой, то есть проституткой, ведущей свободный образ жизни). В 445 году до нашей эры Перикл развелся со своей женой Телезиппой и начал романтические отношения с Аспасией.

Талант Аспасии как писательницы и тесная связь с Периклом побуждали его врагов утверждать, что она была автором его величайших речей, но очевидно, что он обладал даром красноречия с юных лет, задолго до того, как встретил ее, о чем свидетельствуют его речи, подобные той, где он говорит об изгнании Кимона. Несмотря на огромную любовь к ней, Перикл не мог дать ей афинское гражданство – это было запрещено. Но совместному сыну гражданских супругов (официальный брак был для них также невозможен по причине иностранного происхождения Аспасии) он смог добыть афинское гражданство.

Культурное достижение

В эпоху Перикла Афины расцвели как центр образования, искусства, культуры и демократии. Художники и скульпторы, драматурги и поэты, архитекторы и философы-все находили Афины захватывающей и оживляющей атмосферой для своей работы. Афины при Перикле увидели строительство Акрополя и славу Парфенона, начатое в 447 году до н. э. Драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан – все знаменитые имена творили в период правления Перикла. Гиппократ, который создал легендарную клятву врачей, используемую и сегодня, практиковал медицину в Афинах. Великие скульпторы творили в городе – такие как Фидий, который создал статую Зевса в Олимпии (считается одним из Семи Чудес Древнего мира), а также статую Афины для Парфенона, и Мирон – скульптор создал свой шедевр, известный как дискобол.

Зарубежная политика

Не забывал Перикл и о внешней политике. В период его правления была основана колония Фурия в Италии, а также шли в ход переговоры об усилении власти и влияния Афин в этом регионе.

Вторая Пелопоннесская Война и смерть

Однако эпоха Перикла не могла длиться дольше, чем любая другая эпоха в истории. Афины вступили во вторую Пелопоннесскую войну со Спартой, которая закончилась поражением Афин, но Перикл не дожил до падения своего города. В своей погребальной речи Перикл сказал, что «скорбь чувствуется не столько из-за недостатка того, чего мы никогда не знали, сколько из-за потери того, к чему мы давно привыкли». Афиняне, присутствовавшие на этой речи, несомненно, остро ощутили бы эту линию в отношении тех, кого они потеряли, но к концу Второй войны со Спартой его слова, несомненно, получили бы еще больший резонанс, поскольку Афины потеряли все, ради чего они так упорно трудились.

Вскоре после начала войны великий вождь, руководивший городом во время первого конфликта, умер в 429 году до н. э.; чума поразила город, и Перикл был одной из ее жертв. Лишенные его руководства, афиняне совершали ошибку за ошибкой в своих военных решениях, приведших в конечном итоге к их поражению спартанцами в 404 году до н. э., разрушению стен их города, оккупации и управлению из Спарты.

В своей истории Пелопоннесской войны Фукидид ясно показывает, какой катастрофой была смерть Перикла для Афин, поскольку те, кто пришел после него, желали быть популярными, а не полезными городу, и тем самым обрекли Афины на гибель. Несмотря на то, что Фукидид восхищался Периклом и поддерживал его, нет никаких оснований считать его притязания просто формой предвзятости. История подтверждает точку зрения Фукидида в том, что со смертью Перикла Афины погрузились в интеллектуальную, культурную и духовную тьму, с которой афиняне будут бороться в течение следующих 30 лет, кульминацией которой станет казнь Сократа в 399 году до н. э.

Век Перикла

Хотя Перикла критиковали как” популиста”, который апеллировал к низменным инстинктам народа, а также как разжигателя войн, который поощрял обе войны со Спартой, он, совершенно очевидно, смог создать атмосферу свободы мысли и выражения, что привело к некоторым из величайших вкладов в мировую культуру, когда-либо сделанных. Период греческой истории, в котором он жил и правил, по праву известен как век Перикла, потому что его инициативы позволили этому веку процветать. Даже во время войны Перикл был способен поддерживать социальную стабильность, необходимую для процветания искусства, литературы и философии, и произведения этого века продолжают влиять и вдохновлять в наши дни.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий