Первая победа советской подлодки

победа советской подлодки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В 21.00 2 сентября 1942 года «С-13», которой командовал капитан-лейтенант П. П. Маланченко, вышла из Кронштадтской гавани в первый боевой поход. Молодого командира «выводил» в море командир дивизиона опытный моряк капитан 2 ранга Евгений Гаврилович Юнаков.

Как обычно, шли ночью до острова Лавенсаари за тральщиками в сопровождении трех катеров «морских охотников». Отлежавшись на грунте в дневное время, после уточнения обстановки у командира военно-морской базы острова, «С-13» начала форсировать Финский залив. Двое суток пробиралась через минные поля, сквозь противолодочные сети. Но 6 сентября, находясь уже в районе плавучего маяка «Хельсинки» в подводном положении, лодка была обнаружена.

За кормой загрохотали глубинные бомбы. Сильные гидравлические удары по корпусу, звон лопающихся лампочек, стон напрягшихся листов обшивки — все это моряки услышали впервые. Но страх не парализовал людей.

А 11 сентября в южной части Ботники «С-13» настигла крупный вражеский транспорт — тысяч на десять тонн. Не ожидавший встречи с подлодкой, транспорт, неся все ходовые огни, держал курс в сторону Финляндии.

— Если дать полный ход, можно догнать его и… — повернулся Маланченко к Юнакову.

Комдив одобрительно кивнул головой. Прозвучал сигнал боевой тревоги. Вскоре перед носом лодки вскипели буруны. А тем временем, по данным штурмана Б. Потещенко, старший помощник командира определял элементы движения судна и угол упреждения. Командир прикинул необходимое количество торпед в залпе.

Обнаружив подводную лодку, капитан транспорта увеличил ход. Но было поздно. Расстояние сократилось настолько, что можно было давать залп. И как только вражеский транспорт пришел на угол упреждения, раздалась первая в истории лодки боевая команда «Пли!»

Торпеда не попала в цель. Транспорт, до предела увеличив ход, стал поворачивать влево, под прикрытие береговых батарей.

победа советской подлодки

— Надо применить артиллерию, командир. Как ты думаешь?— обратился к Маланченко комдив.

— Артиллерийская тревога!— прозвучала команда в центральный пост.

Секундная стрелка еще не успела пробежать по циферблату полный круг, как на мостике появился командир сто миллиметрового орудия Андрей Пихур. Ни секунды не медля, он соскользнул по скоб- трапу на палубу и стал отдавать походные крепления орудия. Заняли свои места заряжающий матрос Сорокин, наводчики Некрытый и Гончаров, установщик прицела Быстров. Еще несколько секунд — и сто миллиметровое орудие развернулось в сторону транспорта. Подносчик снарядов Шевцов, получив от хозяина артпогреба старшего матроса Павлятенко первый снаряд, подал его Сорокину. Сухо клацнул замок.

Транспорт с трехпалубной надстройкой, с искрящими дымовыми трубами — в прицеле орудия, до него всего шесть-семь кабельтовых.

По знаку, поданному командиром, управляющий огнем старший лейтенант Василенко коротко бросил:

— Огонь!

Дернулся ствол орудия. Плеснул ярко-желтый сноп пламени. Прогрохотал выстрел.

— Недолет!

Следующий снаряд поднял фонтан воды у самого борта транспорта. А потом десять снарядов один за другим впились в борт и надстройки судна. Тринадцатый оказался счастливым для «С-13» и несчастливым для транспорта. Снаряд врезался в корму судна и лишил его хода.

Затягивать артиллерийский обстрел было опасно: могли подоспеть самолеты и корабли противолодочной обороны. Накоротке обменявшись мнением с комдивом, Маланченко принял решение торпедировать.

Залп оказался метким. В середине транспорта поднялся столб воды высотой в несколько десятков метров. Еще минута — и судно скрылось, а на его месте выросли огненные факелы. Из района гибели транспорта долго доносились глухие раскаты взрывов…

Как оказалось впоследствии, это был груженный боеприпасами транспорт «Юсси-Х». Потопив его, «С-13» открыла свой боевой счет.

А спустя несколько часов вахтенный командир старший лейтенант Василенко в бинокль обнаружил силуэт вражеского транспорта, идущего слева.

Погода позволяла осуществить надводную атаку: небо почти полностью было закрыто облаками. Ветер стихал, но волна оставалась еще высокой. И это мешало подводной лодке настичь транспорт. Сколько ни гналась она за судном — расстояние почти не сокращалось.

— Надо выжать из дизелей все возможное,— вызвал командир Дубровского на мостик.

Мотористы, несмотря на жару и духоту в отсеке, постарались на совесть. Вскоре дистанция сократилась. Пока лодка, маневрируя, занимала удобную позицию, приготовивший аппараты к выстрелу командир отделения торпедистов Курочкин с нетерпением ждал заключительную команду. Как только по переговорной трубе до-неслось «Пли!» — он дернул пусковую рукоятку воздушного баллона. Торпеда устремилась к цели.

Раздался взрыв. Судно, имевшее большое водоизмещение, потеряло ход и беспомощно закачалось на волне.

— Пли!—снова прозвучала команда.

Вторая торпеда врезалась в левый борт. Транспорт резко накренился, а затем с дифферентом на корму пошел на дно. Огромные круги от гигантской воронки еще долго расходились на том месте…

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *