Первое английское научно-исследовательское судно «Дискавери»

Корабль Дискавери Скотта
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Первое английское научно-исследовательское судно «Дискавери» было построено специально для первой экспедиции Р. Скотта, целью которой являлось исследование Антарктиды в районе моря Росса и достижение Южного полюса. Разработка этого судна учитывала опыт, накопленный арктическими и антарктическими мореплавателями. За образец был взят «Дискавери» экспедиции Д. Нерса, хорошо зарекомендовавший себя в Арктике. Этот бывший китобоец был построен на верфях в Данди специально для плавания в водах Гренландии, он отличался крепким корпусом и хорошими маневренными качествами.

За постройку судна взялась фирма «Шипбилдинг компани» из Данди, которая еще сохранила некоторый опыт постройки деревянных судов.

Первое в истории Англии специальное экспедиционное судно было шестым с именем «Дискавери». Предыдущие пять оставили заметный след в истории Арктических плаваний. На первом в начале XVII века в поисках Северо-Западного прохода плавали Г. Гудзон и У. Баффин. Второе плавало в водах канадской Арктики уже в начале XVIII века. На третьем «Дискавери» Джеймс Кук сделал попытку обнаружить Северо-Западный проход, но был остановлен льдами у 70°20′ с. ш. Четвертый был экспедиционным судном Д. Ванкувера, на котором он проводил опись Тихоокеанского побережья Аляски. На пятом «Дискавери» в 1875—1876 годах правительственная экспедиция под руководством Д. Нерса занималась изучением Западной Арктики.

Все эти суда были обычными промысловыми или грузовыми, кое-как приспособленными для экспедиционных целей.

Новый «Дискавери» имел прочный корпус, на который пошли лучшие породы дерева. Шпангоуты из твердого английского дуба были расположены очень близко друг к другу и имели толщину около 28 см. С внутренней стороны шпангоуты были обшиты елью на толщину 12 см, а снаружи — двумя слоями обшивки толщиной 15 и 17 см, на которые пошли красное дерево, сосна, дуб, вяз. Таким образом, толщина бортов из прочного дерева достигала 65 см. Массивный внутренний набор судна обеспечивал его корпусу необходимую прочность. Носовая часть была усилена дополнительными дубовыми шпангоутами и бимсами. Такая сеть дополнительных ребер жесткости обеспечивала повышенную прочность носовой части судна, что особенно необходимо при плавании во льдах. Форштевень был сделан из нескольких брусьев, намертво скрепленных между собой, и имел толщину 120—150 сантиметров. В подводной части форштевень был обшит стальными листами. Для более успешного форсирования ледяных полей форштевень имел значительный скос, который позволял кораблю вылезать на лед и ломать его своим весом. Так же английские строители особое внимание уделили защите рулевого устройства от ударов льдин. По типу парусного вооружения судно являлось трехмачтовым барком. На нем были установлены опреснительная установка и динамо-генератор, снабжавший электроэнергией бытовые и лабораторные помещения. На борту «Дискавери» в максимально возможном удалении от крупных масс металла была оборудована магнитная обсерватория.

В свое первое антарктическое плавание «Дискавери» вышел с экспедицией Р. Скота 31 июля 1901 года, январе 1902 года подошел к ледяному материку в районе Земли Виктории и последовал вдоль барьера Росса в восточном направлении. В этом плавании был открыт берег Земли короля Эдуарда VII.

Экспедиция остановилась в одной из бухт залива Мак-Мердо на зимовку, во время которой проводила магнитные и метеорологические наблюдения, а во время санных походов — картографирование местности и сбор геологической коллекции. В одном из санных походов Р. Скотт, Э. Шеклтон и М. Уилсон достигли в южном направлении 82°16′ ю. ш., пройдя дальше всех предыдущих исследователей. Но тяжелые условия похода, болезнь собак и недостаток продовольствия заставили их вернуться на базу.

Летом льды не позволили судну выйти на чистую воду, и экспедиция осталась на вторую зимовку, пополнив запасы продовольствия и снаряжения со вспомогательного судна, которое в январе 1903 года подошло к базе. Во время второй зимовки были продолжены магнитные и метеорологические наблюдения, обследована часть Земли Виктории, собрана интересная геологическая коллекция.

Весной 1904 года на помощь «Дискавери» подошли два судна вспомогательной экспедиции, чтобы вывезти исследователей в Англию, если «Дискавери» не сможет освободиться из ледового плена. Но 16 февраля при помощи взрывов Р. Скотту удалось вывести судно на чистую воду, и «Дискавери» направился к берегам Австралии. При этом на борту судна не прекращались научные работы — велись промеры глубин и картографирование побережья, что помогло уточнить карту района Антарктики, ранее обследованного Г. Уилкинсом. В начале сентября 1904 года англичане торжественно встречали «Дискавери».

Корабль Дискавери Скотта

Устроители экспедиции надеялись сохранить «Дискавери» для дальнейших полярных исследований, но Адмиралтейство, которое частично субсидировало вторую вспомогательную экспедицию, потребовало продать первое английское научно-исследовательское судно, чтобы компенсировать свои расходы. «Дискавери» был продан примерно за пятую часть потраченной стоимости. Его купила Компания Гудзонова залива и использовала в качестве транспортно-грузового судна для обслуживания своих факторий в Канадской Арктике.

Только в начале 20-х годов «Дискавери» был возвращен науке и использовался как экспедиционное судно морской биостанции в Грютвикене на Южной Георгии, которая занималась изучением биологии и океанографии антарктических вод. В 1929 году станция получила более совершенное научно-исследовательское судно, «Дискавери-2», а ветеран был передан второй экспедиции Д. Моусона, которая в 1929—1931 годах занималась изучением берегов Восточной Антарктиды.

«Дискавери» совершил два рейса из Австралии в Антарктические воды с целью исследования ранее неизвестных побережий Антарктиды, впоследствии названных Д. Моусоном Землей Эндерби и Землей Мак-Робертсона. На борту «Дискавери» находился небольшой самолет, на котором совершались разведывательные полеты. Оба плавания прошли успешно, и «Дискавери» доставил в Австралию богатые результаты экспедиции. Это были последние его научные рейсы. Плавания в тяжелых условиях расшатали крепкий корпус судна, и, кроме того, по мере роста технической вооруженности науки «Дискавери» терял свое значение.

Общественность Великобритании решила сохранить первое научное судно, и ныне «Дискавери» стоит на Темзе, превращенный в музей.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *