Первый таран

морской таран вов
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Старший лейтенант Всеволод Алексеевич Киреев в душе, вероятно, оставался больше гражданским моряком, чем военным. Уроженец теплой Керчи, он закончил мореходку у себя на Черном море и плавал там, дойдя постепенно до должности капитана буксира.

Но он сумел отличиться даже на этом скромном посту. 3 ноября 1933 года, проходя по Севастопольскому рейду, капитан заметил идущий на вынужденную посадку самолет. Буксир с громким названием «Красный водолей» подошел вовремя к месту приводнения. Причем моряки не только спасли летчиков, но и ухитрились остропить сам самолет и за счет плавучести буксира удержать его на поверхности до подхода крана. В.А.Киреев получил благодарность в приказе от командующего флотом.

С 1936 года, сменив море и специальность, он стал помощником капитана североморского траулера РТ-22 «Мурманск», а затем капитаном РТ-58, носившего имя «Спартак».

Построенный в 1932 году в Ленинграде для «Севгосрыбтреста» 1200-тонный траулер длинной в 53 метра с машиной в 600 л.с. вполне подходил для работы с суровых северных просторах.Это был первый морской траулер советской постройки в составе Мурманского тралового флота.

22 июня 1941 г. застало РТ-58 в ремонтном доке мурманской судоверфи. Это отчасти облегчило превращение «рыбака» в грозный сторожевик.

В июле 1941 г., сменивший и профессию, и имя, СКР-25 «Бриз» вошел в состав Северного флота. Товарищ капитан Киреев стал товарищем командиром старшим лейтенантом Киреевым. Он благополучно привел СКР в Иокангу, хотя, конечно, 2 старенькие трехдюймовые пушки и несколько пулеметов смотрелись слабовато на фоне бывших пограничных сторожевых кораблей, к тому же имевших ход почти в 2 раза больший.

Тем не менее, «Бриз» честно тянул «солдатскую лямку» — конвоировал транспорты, нес дозор, стрелял по самолетам и т.д. Так 11 сентября 1941 г. его атаковали в районе Святого Носа 6 бомбардировщиков, но корабль отбился и уцелел.

25 ноября 1941 г. «Бриз» находился в дозоре в районе мыса Святой Нос. Корабль шел в предрассветной мгле примерно в 20 милях от мыса.

Ничто не нарушало спокойствия. Неожиданно в 6.15 комендор Чижов с бака прокричал в рупор: «Вижу подводную лодку в надводном положении, курсовой тридцать правого борта».

подлодка вов

Немецкие подводники были настоящими профессионалами, но тут они переоценили себя.

Командир U 578 корветтен-капитан Эрнст-Август Райнвикепь только недавно принял под свое командование новую лодку типа VIIC. Кригс- марине заказало ее 8 января 1940 г. компании «Блом унд Фосс». Как только освободилось стапельное место, судостроители заложили 1 августа 1940 г. будущую лодку, называемую еще по строительному номеру «78». «Номер 78» благополучно сошел на воду 15 мая 1941 г. и 10 июля 1941 г. превратился в боевой корабль германского рейха U 578. Эрнст-Август в тот же день поднял военно-морской флаг, новый корабль зачислили в состав 5-й флотилии подлодок и вскоре отправили на Север. Тут-то опытного подводника подстерегла неудача. О том, что он опытный, свидетельствует его звание, равное капитану 3 ранга. Даже в 1941 г., не говоря о более поздних временах, корветтен-капитан редко вставал во главе средней лодки. Может быть из-за этого назначения он расстроился и не так рьяно нес службу.

В итоге, экипаж U 578 скорее всего … просто спал, надеясь на превосходство немецкой военной машины в северных водах. Расстояние до лодки было примерно пять кабельтовых. На этот путь даже полным парадным ходом в 10 узлов «Бризу» требовалось 3 — 3,5 минуты, а лодке, чтобы погрузиться — примерно 40 секунд. СКР понесся с максимальной скоростью к лодке, продолжавшей лежать на волнах без движения.

Согласно боевому донесению, СКР-25 развил скорость 12(!) узлов, еще немного и он мог бы лететь по воздуху, но даже при такой скорости он должен был двигаться более 2-х минут. Командир артиллеристов лейтенант Садиков взял управление огнем на себя. Носовая пушка грохнула 4 раза, два снаряда попали в цепь. Вот тут-то немцы среагировали мгновенно, один за другим стали задраиваться люки, но траулер уже был слишком близко.

Причем командир даже получил время для прикидки — куда лучше бить. Он опасался удара в корму или нос, так как могли сдетонировать торпеды. Поэтому старший лейтенант прицелился в кормовой срез ограждения рубки. Здесь помещались аккумуляторные батареи — это одно из наиболее уязвимых мест лодки. Перед ударом с палубы сторожевика открыли интенсивный пулеметный огонь. Столкновение вышло очень сильным.

Некоторые моряки упали. В машинном отделении подумали, что в борт ударила торпеда. Форштевень вошел глубоко в корпус лодки. Сторожевик продолжал двигаться вперед, топкая U 578 перед собой. Конечно, сейчас можно домыслить многое. Но если бы догадались закатить на палубу лодки глубинную бомбу, ее положение стало бы безвыходным. Она просто не смогла бы погрузиться. В реальности только через 3 минуты (!) Киреев дал задний ход.

Лодка резко пошла на глубину, причем на воде появилась бело-желтая пена от соединения элекролита с морской водой. Уже поэтому можно судить, что «немка» получила серьезнейшие повреждения. Уверенный в гибели лодки, командир все же для полной гарантии приказал сбросить 6 глубинных бомб.

В ответ на победное донесение пришло поздравление от командующего флотом и запрос — «Возможно ли продолжение патруля?». Хотя Киреев ответил утвердительно, его на другой день сменил подоспевший охотник. Позднее место боя осмотрели СКР-28 и СКР-29, но ничего не обнаружили.

Экипаж торжественно встретили в базе, наиболее отличившиеся были награждены орденами и медалями. В.А.Киреев удостоен ордена Красного Знамени. «Погибшая» U 578, наверняка, с громадным трудом смогла доползти до базы и ей очень повезло, что на обратной дороге уже больше никто не напал на «калеку». Подводникам повезло еще больше, чем кораблю: они уцелели все, несмотря на удар и обстрел из пушек и пулеметов. Не оказалось даже раненых.

В ознаменование счастливого спасения изменили эмблему лодки. Теперь на рубке красовался нарисованный щит, на котором изображена лодка, которую таранит корабль с форштевнем, как у крейсера «Аврора», и дата «25 ноября 1941 г».

Впоследствии U 578 воевала в Атлантике, одержала 5 побед, потопив 5 транспортов в период с февраля по июнь 1942 года.

При выходе в очередной поход 9 августа 1942 г. у мыса Ортегапь в Бискайском заливе ее со всем экипажем потопил чехословацкий самолет из 331-й эскадры RAF.

«Бриз» надолго пережил своего противника. В декабре 1944 г. его вывели из состава боевого флота и перевели как плавбазу в подчинение Аварийно-Спасательной Службе флота.С подводными лодками ему пришлось встретиться еще однажды. В сентябре 1944 на «Бризе» к месту потопления U 362 прибыла группа водолазов аварийно-спасательного отряда Карской военно-морской базы.

После войны траулер еще не один год ловил рыбу. День 25 ноября 1941 года навсегда записал имя сторожевого корабля в анналы истории отечественного флота. Таран в северных водах оказался первым подобным в Великой Отечественной войне.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *