Первый железный трансатлантик

Пароход Грейт Бритн
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Особое место среди памятников эпохи паруса занимает «Грейт Бритн» — детище И. Брунеля — знаменитого инженера XIX века, прославившегося многими своими смелыми решениями и проектами. Суда, которые он создал, несли в себе черты кораблей будущего. «Грейт Брита» — первый железный трансатлантик. Его изображение можно видеть на почтовых миниатюрах Великобритании и Фолклендских островов.

В конструкции этого корабля Брунель применил много новых оригинальных решений. Это было первое океанское судно, корпус которого был сделан целиком из железа, а для повышения безопасности плавания Брунель впервые разделил его водонепроницаемыми переборками, применил бортовые кили, как успокоители качки. Пожалуй, самым замечательным в судостроении XIX века можно считать применение Брунелем на судне таких размеров в качестве движения гребного винта.

Спущено судно на воду было 18 июня 1843 года. После спуска оказалось, что его осадка не позволяет вывести корабль в море, но это не смутило Брунеля, и он создал паровую землечерпалку (первую в мире), при помощи которой сумел быстро углубить канал и вывести свое детище с территории верфи. Эта землечерпалка сохранилась до наших дней.

По меркам XIX века «Грейт Бритн» было огромным судном, оно имело шесть мачт, названных днями недели — от «понедельника» (на носу) до «субботы» (на корме). Пять мачт имели гафельное парусное вооружение, а мачта «вторник» могла нести два прямых паруса. По общему виду судно — с гладкой палубой, черным корпусом, бушпритом, носовой фигурой и белой полосой вдоль борта, на котором выделялись нарисованные «для устрашения» пушечные порты, — напоминало старинные парусники. «Лишним» элементом была только дымовая труба.

Одна из марок дает изображение «Грейт Бритна» в момент выхода его в первый рейс Ливерпуль — Нью-Йорк 26 июня 1845 года. В этот рейс судно вышло, имея на борту всего лишь 60 пассажиров — люди еще не верили в железные суда. Тогда «Грейт Бритн» не показал рекордной скорости, пройдя маршрут за 14 суток и 21 час (средняя скорость 9,3 узла). Зато в следующем рейсе доказал свои преимущества — будучи выброшенным на песчаное побережье Ирландии и пролежав там почти год, после заделки нескольких пробоин «Грейт Бритн» оказался способным продолжать плавание, благодаря своему железному корпусу.

В 1847 году судно подвергли первой переделке, уменьшив число мачт до пяти и установив две дымовые трубы. В таком виде он снова стал обслуживать линию Ливерпуль — Нью-Йорк. Позже очередная смена владельцев привела к новой переделке судна — была установлена более мощная паровая машина в 1500 лошадиных сил и убрана одна дымовая труба.

Новые хозяева поставили «Грейт Бритн» на австралийскую линию, где он успешно работал несколько лет. Во время ремонта в 1853 году судно было превращено в трехмачтовый корабль с прямым парусным вооружением. О его новом виде дает представление девятипенсовая марка Фолклендских островов.

Bo время Крымской войны 1853—1856 гг. «Грейт Бритн» использовался в качестве военного транспорта, а затем вернулся на австралийскую линию. Долгая служба привела к износу паровой машины корабля, и владельцы решили ее снять. В 1882 году, после тридцатидевятилетней службы судна, оно было превращено в чисто парусный корабль, изображение его дано на одношиллинговой марке Фолклендских островов.

Грейт Британ корабль

В 1886 году во время шторма корабль потерял стеньгу грот-мачты, и на нем вспыхнул пожар. Команда сумела справиться с огнем и привести пострадавший корабль в порт Стенли на Фолклендских островах. Там он был списан и предназначен к продаже на металлолом. В связи с отдаленностью места его стоянки покупателей не нашлось, и до 1937 года корпус «Грейт Бритн» служил блокшивом. Затем его бросили на пустынном берегу недалеко от порта Вильям, где остов корабля пролежал до 1970 года.

В этом году английское общество «Транспорт Траст», целью которого является сохранение реликвий прошлого, связанных с историей транспорта, присушило к реставрации знаменитого судна. Был разработан проект подъема и буксировки корпуса «Грейт Бритн» в родной Бристоль. После осмотра остова специалисты установили, что железный корпус хорошо сохранился и допускает буксировку на понтонах.

Летом 1970 года «Грейт Бритн» отправился в свой последний рейс в родной порт, куда он благополучно прибыл 19 июня. Через 127 лет после спуска на воду детище Брунеля оказалось в том же самом доке, где его строили. После ремонта, в ходе которого судну вернули первоначальный вид, на нем был открыт музей корабля и его творца Брунеля.

Интересно отметить, что первоначально на судне И. Брунель установил шестилопастный винт, который на ходовых испытаниях обеспечил скорость 11 узлов, но когда после поломки двум лопастей скорость хода судна почти не изменилась, установили четырехлопастный винт, после чего скорость увеличилась до 12 узлов.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *