Первый женский концлагерь

лагерь

Первый женский концентрационный лагерь в Освенциме I был создан в марте 1942 года. Расположенный там до того времени мужской лагерь разделили высокой кирпичной стеной на две части. Из женского концентрационного лагеря в Равенсбрюке в Освенцим привезли около тысячи немецких женщин, главным образом проституток. В лагере на их одежду нашивался черный треугольник.

В мужских лагерях роль надзирателей выполняли «зеленые» немцы-преступники, а в женском лагере — «черные» немки-проститутки. Национальность играла решающую роль, так как обеспечивала им привилегированное положение в лагере.

Женский лагерь в Освенциме быстро пополнялся заключенными из новых эшелонов. Несмотря на огромную смертность, в середине 1943 года в нем насчитывалось 12 тысяч заключенных. Блоки были переполнены.

Из мужского лагеря через высокий забор можно было увидеть наголо остриженных женщин. Однако смотреть на них запрещалось. Когда на шоссе мы встречали рабочие команды из женского лагеря, то по приказу эсэсовцев «Смотри направо, налево!» должны были поворачивать головы так, чтобы не видеть женщин.

В противном случае заключенный, будь то мужчина или женщина, получал двадцать пять ударов плетью.

Переселение в Биркенау

16 августа 1942 года женский лагерь из Освенцима был переведен в Биркенау. Командование лагеря воспользовалось этим случаем для массового уничтожения заключенных: 8 тысяч женщин перевезли в Биркенау, 4 тысячи — послали в газовые камеры.

В Биркенау женщины попали в еще худшие условия. Блоки там не имели полов, окон, самых элементарных удобств.

Питьевой воды не было совсем, а для умывания целого блока, в котором жило более тысячи женщин, выдавалась одна-единственная кадка воды. Добраться от одного блока до другого было чрезвычайно трудно: почва в Биркенау болотистая.

лагерь

В ноябре 1942 нам впервые довелось побывать в женском концлагере в Биркенау.

Его условия произвели на нас ужасающее впечатление.

Остриженные наголо, голодные и больные женщины, как призраки смерти, бродили между блоками.

Тяжелые деревянные башмаки, обутые прямо на голые, израненные и больные ноги, увязали в страшной грязи.

Было мучительно тяжело смотреть на одетых в жалкое тряпье женщин, терявших последние силы в тщетных попытках вытащить ноги из скользкой вонючей грязи.

Под ударами надзирательниц они падали прямо в грязь и оставались лежать вдоль канав, даже не имея сил позвать на помощь.

Грубость и жестокость надзирательниц ужаснула нас: невозможно понять, как они могли так обращаться с женщинами.

Прибытие новых женщин

В женский лагерь привозили женщин, отобранных в еврейских эшелонах, политически неблагонадежных женщин, которые прежде сидели в тюрьмах (например, в Терезине или Панкраце), женщин, эвакуированных из стран, которым «угрожало» наступление Советской Армии (эти женщины приезжали вместе с детьми).

В Биркенау собрали женщин со всей Европы: среди них были югославские партизанки, русские женщины- офицеры, бежавшие из лагерей военнопленных, чешки и польки.

Нельзя забыть о 128 югославских партизанках, прибывших в лагерь летом 1944 года. Они отказались снять военную форму, но голод и тяжелый труд принудили их к этому — в живых осталось только 12 женщин.

Так же как и мужчинам, женщинам накалывали номера, но у них были свои серии номеров.

Всех женщин, кроме немок, остригали наголо. Их одевали в старое тряпье, выдавали им деревянные башмаки и уже на следующий день после прибытия в лагерь отправляли на тяжелые работы.

Свидетельница на Нюрнбергском процессе Вайян-Кутюрье так рассказывала о своем прибытии в Биркенау: «В Освенцим я приехала 27 января 1943 года вместе с группой, в которую входило 230 француженок. Среди нас была и Даниэль Казанова, позднее возглавившая движение сопротивления среди женщин в Освенциме. Когда нас привезли в Освенцим, стояли жестокие морозы. Проходя через ворота лагеря, мы почувствовали, как исчезает надежда вырваться отсюда живыми. В лагере мы встретили колонну живых скелетов, несчастных узников, шагавших на работу. Нам стало страшно, и тогда мы, чтобы придать себе мужества, запели Марсельезу…»

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    жуть,нет слов

    Ответить