Победитель льдов

Корабль Фрам
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В истории полярных исследований наиболее известным судном был нансеновский «Фрам». О нем написаны книги, картины с его изображением экспонированы во многих музеях. Нашел «Фрам» свое отражение и на почтовых миниатюрах различных стран — СССР, Венгрии, Норвегии, Австралии, арабского княжества Ум эль Кайвейн.

Это единственное судно в истории полярного судостроения, построенное специально для дрейфа во льдах. Войдя в ледяные поля в районе Новосибирских островов, Ф. Нансен надеялся, что, дрейфуя вместе со льдом, «Фрам» сможет достичь Северного полюса. В основе плана этой экспедиции знаменитого исследователя лежала теория норвежского метеоролога Г. Мона о существовании течения, идущего от Новосибирских островов через Северный полюс к побережью Гренландии. Это предположение Г. Мон высказал после того, как на юго-западном побережье Гренландии были найдены отдельные предметы с экспедиционного судна американского полярного исследователя Д. Де-Лонга «Жаннета», которое было раздавлено льдами и затонуло в районе Новосибирских островов.

Необходимое для экспедиции судно строилось по расчетам самого Нансена известным норвежским судостроителем К. Арчером. Осенью 1892 года оно сошло со стапелей в Ларвике на воду. «Фрам» («Вперед») — так называлось экспедиционное судно Нансена, которому суждено было вписать яркие страницы в историю полярного мореплавания.

Это была трехмачтовая марсельная шхуна с паровым двигателем мощностью в 160 лошадиных сил, который обеспечивал скорость до 7 узлов. Судно способно было не только противостоять сжатию в силу своей конструкции, но и уменьшать силу ледяных объятий, ускользая из них, так как в поперечном сечении корпус напоминал половину кокосового ореха и сделан был из лучших сортов дуба. Форштевень был окован железной шиной. Особое внимание придавалось защите руля, для чего судостроители разместили его очень низко под кормовым свесом.

Был предусмотрен специальный колодец, который упрощал процедуру подъема руля в случае опасности или ремонта. Большое внимание было уделено бытовым условиям членов экспедиции. Между отдельными слоями бортовой обшивки, общая толщина которой достигала 70—80 см, были сделаны прокладки из кожи, а каюты обшита пробкой, фетром, линолеумом и шкурами северных оленей, что обеспечило отличную теплоизоляцию и исключало появление в каютах сырости. Экипаж и члены экспедиции располагались в четырех одноместных и двух четырехместных каютах, находящихся в кормовой части судна. Кают-компания располагалась в средней части судна.

24 июня 1893 года «Фрам» с экипажем из 14 человек вышел в свой первый рейс, держа курс в Карское море. Капитаном был спутник Ф. Нансена по гренландской экспедиции, известный полярный капитан Отто Свердруп.

27 июня в Баренцевом море «Фрам» впервые встретил и без труда преодолел плотный пояс дрейфующих льдов, продемонстрировав свои отличные маневренные качества. В конце сентября льды сковали корабль, и начался его почти трехлетний дрейф. Льды неоднократно сжимали корпус, но при каждом сжатии «Фрам» выскальзывал из жестких ледяных тисков, вылезая на лед. После окончания сжатия корабль силою своего веса раздвигал лед и возвращался в нормальное положение. Так блестяще подтвердились расчеты кораблестроителей.

Дрейф «Фрама» проходил по ломаной линии. Корабль достиг 83°23′ северной широты, но затем течение направило его к югу. Ф. Нансен решил предпринять попытку достичь Северного полюса на нартах и 14 марта 1895 года вместе с Ф. Йохансеном покинул «Фрам». Трудности движения по торосистому льду и сильный дрейф льдов в южном направлении сильно замедлили их продвижение на север. Достигнув 7 апреля 1895 года 86°41′ северной широты, Нансен был вынужден повернуть назад, хотя от полюса его отделяло 450 км. Но и это была самая северная точка, достигнутая человеком к тому времени.

После длительного перехода по дрейфующему льду Нансен со спутником достигли островов Земли Франца Иосифа, где зазимовали. Летом на острове Нордбрук они встретили экспедицию Ф. Джексона, исследующую этот архипелаг, и на экспедиционном судне «Виндуорд» Нансен и Йохансен были доставлены в норвежский порт Вардё 13 августа 1896 года.

Через две недели вернулся на родину «Фрам». За время отсутствия Нансена он 15 ноября 1895 года достиг самой северной точки своего дрейфа — 85°56′ северной широты. Затем направление его дрейфа изменялось на юго-западное, и 13 августа 1896 года, после дрейфа в 1055 дней, «Фрам» вышел на чистую воду к северу от Западного Шпицбергена.

Дрейф «Фрама» помог решить загадку Центральной Арктики. Было установлено, что Ледовитый океан в высоких широтах представляет собой глубоководный бассейн с глубинами, превышающими 2000 метров, в то время как до этого дрейфа в научном мире было распространено убеждение, что глубины океана в Центральной Арктике не превышают 150 метров. Метеорологические, гляциологические и океанологические наблюдения дали ценные результаты и заложили основу для дальнейшего комплексного изучения Арктического бассейна.

Плавание «Фрама» из Вардё в столицу Норвегии было триумфальным. В столичной гавани корабли военно-морского флота встретили «Фрам» тринадцатью орудийными залпами, их поддержали орудия старинной береговой крепости. Тысячи людей заполнили набережную и причал, где швартовался «Фрам». Торжество по случаю благополучного возвращения его длилось до позднего вечера.

Уже в 1898 году «Фрам» снова вышел в плавание. Второе «великое плавание» проходило снова под командованием О. Свердрупа, он же был и начальником экспедиции. На этот раз курс корабля лежал в западную Арктику. Экспедиция продолжалась четыре года. За это время были обследованы обширные пространства канадской Арктики, позднее названные в честь руководителя экспедиции архипелагом Свердрупа. На картах канадской Арктики появились имена участников экспедиции, огромная работа которых помогла стереть многие «белые пятна» на картах этого малоизученного района. «Фрам» великолепно выдержал четыре суровые зимовки и, освободившись ото льда, летом 1902 года благополучно прибыл на родину.

Третье свое «великое плавание» «Фрам» совершил в Антарктиду, доставив туда членов экспедиции Р. Амундсена, целью которой было достижение Южного полюса.

Первоначально Р. Амундсен намеревался достичь Северного полюса, повторив попытку Нансена продрейфовать через центральный район Арктики. Но после известия о том, что американский полярный путешественник Р. Пири заявил о своем достижении Северного полюса, Амундсен изменил план экспедиции и направил «Фрам» к берегам Антарктиды.

Корабль Фрам Нансена

Покинув Норвегию в августе 1910 года, старое судно, прошедшее перед плаванием капитальный ремонт (в ходе которого на нем паровой двигатель был заменен дизелем), благополучно преодолело путь длиною почти в 30 тысяч километров и в середине января 1911 года вошло в Китовую бухту. Здесь, на льду Ледяного барьера Росса, Амундсен организовал зимний лагерь, в котором восемь человек провели антарктическую зиму, готовясь к штурму полюса. «Фрам» же продолжал океанографические исследования в южной части Атлантики, начатые еще по пути к Южному материку. Руководил океанографическими работами выпускник Архангельского мореходного училища Александр Степанович Кучин, который впоследствии стал капитаном «Геркулеса» в экспедиции В. А. Русанова.

В начале 1911 года «Фрам» вернулся в Китовую бухту, где на его борт взошли покорители Южного полюса. 7 марта 1911 года он вошел в гавань Хобарта на острове Тасмания, откуда Амундсен оповестил мир о своем успехе.

После завершения антарктической экспедиции Р. Амудсен сразу же вернулся к своему плану трансарктического дрейфа, надеясь собрать необходимые средства чтением лекций о своей антарктической экспедиции. Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Норвегия, Бразилия, США, некоторые страны Европы — вот примерный маршрут лекционного турне Р. Амундсена. Все это время «Фрам» стоял в Буэнос-Айресе. Оттуда он вышел в 1913 году, когда было собрано достаточно средств для намеченной экспедиции. Для ледовой разведки на борту судна появился биплан «Фарман».

В Чукотское море Амундсен решил идти через Панамский канал, об открытии которого было широко объявлено. Но, простояв два с половиной месяца в Колоне, «Фрам» так и не смог воспользоваться каналом, и Амундсен распорядился идти вокруг мыса Горн. Однако малая скорость судна и непредвиденная задержка в Монтевидео, вызванная необходимостью очистки корпуса от наросших на него водорослей и ракушек, не позволили ему в подходящее время прибыть в интересующий Амундсена район, и он решает направить «Фрам» в Норвегию для текущего ремонта. Только в середине июня 1914 года судно возвращается на родину.

Начавшаяся первая мировая война отодвинула планы экспедиции. Свой самолет Амундсен подарил правительству Норвегии.

После окончания войны состояние «Фрама» требовало капитального ремонта, поэтому для экспедиции Амундсен решил построить новое судно. А «Фрам» стал экспонатом Морского музея в Осло и напоминает посетителям о славных страницах полярных исследований и мужестве первопроходцев.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.
Подписаться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *