Почему монголам удалось установить иго на Руси?

Почему монголам удалось установить иго на Руси?

Что интересно, само по себе нашествие монголов на Русь в ходе Великого западного похода 1235-1242 гг. не означало установления зависимости русских земель от монгольской державы, которое в нашей исторической литературе часто именуется «монголо-татарским игом».

Монголы, прокатившиеся по русским княжествам в 1237-1241 гг., разорив города и веси, не оставили гарнизонов и не ввели какого-либо подданства местных жителей по отношению к монгольской империи.

На других территориях, вошедших в состав Монгольской империи в процессе завоеваний, монголы, как правило, устанавливали свое прямое управление. Империя Юань в Китае, улус Чагатая, государство ильханов Хулагидов в Иране управлялись монголами напрямую, собственной властью.

На Руси это было сделать сложнее. Лесная зона русских земель не подходила для размещения крупных контингентов кочевых войск. Таким образом, для монголов оставались две возможности. Первая: кочевое государство во главе с Бату, появившееся в низовьях Волги, могло организовывать постоянные набеги на русские земли, подвергать их грабежу, уводить рабов.

Это тот вариант, который позже практиковало Крымское ханство. В условиях раздробленности русских земель, организовать серьезный отпор таким набегам Русь не могла. Однако было очевидно, что в таком режиме Русь довольно быстро пришла бы в истощение, и источник добычи для монголов иссяк бы.

Второй вариант: принуждение правителей Руси к покорности, пользуясь их слабостью в период раздробленности и организовать систематическую, но не чрезмерную выкачку дани, рабочей силы, воинских сил при необходимости.

Для этой цели надо было с помощью одних князей обеспечить покорность других. Таким образом, происходило налаживание своего рода взаимовыгодных отношений некоторых русских князей и Орды. Монголы получают стабильный доход, а определенные русские князья получают возможность распространить свою власть на всю Русскую землю при поддержке Орды.

Первое нашествие монголов на Русь не привело к завоеванию, но показало силу монголов. Из русских князей в период пика раздробленности, который как раз наступил к середине XIII века, практически никто не мог самостоятельно подчинить себе все русские земли.

А вот с помощью Орды это становилось возможным. Ярлык, полученный князем, должен был показать всем остальным, что теперь у него не только, а может быть даже не столько право на власть по рождению, а прежде всего, право, обеспеченное поддержкой Орды.

В результате можно сказать, что так называемое иго было обеспечено взаимной заинтересованностью Орды, которая не могла установить прямого управления русскими землями, и ряда русских князей, которые не могли установить власть на всей Русью, но получали такую возможность при поддержке Орды в обмен на постоянную выплату дани, поставку воинских контингентов.

Оформление зависимости произошло, когда Бату вернулся из Западного похода и остановился в нижнем течении Волги, где создается столица – Сарай-Бату, как центр западной части улуса Джучи, которая в историографии получила название Золотая Орда, хотя такое наименование появилась гораздо позже.

В это время Бату был в довольно сложном положении, поскольку на трон Монгольской империи сел его враг – Гуюк. По этой причине установление контроля над Русью приобретала особое значение, поскольку нужны были дополнительные воинские силы, которые могли предоставить русские князья.

В 1243 г. Бату вызывает в Сарай князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Выбор этого князя был неслучаен. Ярослав контролировал северо-восточные русские земли и располагал значительными ресурсами и, кроме того, в период нашествия монголов он, в отличие от своих братьев Юрия и Святослава, не участвовал в боях с монголами, как и его сыновья.

Ярослав понимал, что отказ ехать к Бату приведет к карательному походу монголов, которому он противостоять не сможет. И разорение его земель доставит радость давним соперникам Ярослава – южнорусским и смоленским князьям. Кроме того, утеряно будет влияние на Новгород, усилится опасность со стороны Ливонского ордена и постоянно вторгающихся литовцев.

Почему монголам удалось установить иго на Руси?

Поэтому Ярослав решил, что поездка может принести даже пользу. Так оно и вышло. Бату хорошо принял князя и даровал ему ярлык не только на Владимирское княжение, но и на Киевское, а фактически, опираясь на ярлык, Ярослав мог претендовать на господство во всей Русской земле, включая Новгород.

Хотя сам Ярослав умер в Монголии, возможно отравленный по приказу Гуюка или его матери Дорегенэ, которые видели в нем ставленника их врага Бату, дети Ярослава – Александр и Андрей пошли по тому же пути – стремились получить ярлык для утверждения своего господства на Руси. Эта политика была продолжена московскими князьями, боровшимися с Тверью за первенство. И Орда обеспечила им эту возможность.

Большая часть походов, организованных Ордой на Русь после первого нашествие была направлена не только с грабительской целью (хотя это, само собой, тоже), но и с задачей утверждения власти нужного им князя. Неврюева рать 1252 г. согнала с владимирского стола поднявшего мятеж против монголов Андрея Ярославича, и обеспечила передачу его брату Александру, который монголам был лоялен.

Дюденева рать 1293 г. привела к власти Андрея Александровича, лишив власти его старшего брата Дмитрия. Федорчукова рать 1327 г. подавила восстание в Твери соперника Москвы Александра Михайловича, и ярлык на великое княжение получил лояльный Орде Иван Калита.

Подавление Александром Невским восстания в Новгороде в 1257 и 1259 гг., направленные против монгольских переписчиков населения, помимо прочего, преследовало цель утверждения над Новгородом власти владимирского князя, полученной от Орды.

Можно сказать, что русские князья, претендовавшие на главенство на Руси, были заинтересованы в оформлении и существовании монгольского ига. И во многом благодаря им оно просуществовало так долго.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Гладкий

    Так вот никакого сарай-бату не было. Ставка которую Бата-хан основал в устье притока Волги называлась Алтан Урд с переводе с монгольского Золотой Центр, а речка была Шара Усун по-монгольски Желтая вода. Название притока спустя годы тюркизировалось и стало Сарысу, потом русифицировалось и стало Царица. Ставка Бата-хана разрослась и превратилась в Российской империи в Царицын, затем в Сталинград и Волгоград. Бату и Батый искаженные имена хана, Бат по-монгольски “твердый”. Александр Невский был зятем хана Бата, это родство и позволило его потомкам занять центральное положение на Руси, захватить все княжества и создать империю. Самое главное, никто не возражал потому, эти отродья тоже были чингисидами в принципе. Никаких больше причин нет небывалому расцвету московского княжества с помощью монголов. Не надо выдумывать фантастические версии.

    Ответить
    1. Сергей

      О «Батыях» и «Чингисханах». У тюрок, ну возьмем, на примере казахов, за основу ориентации в пространстве взяты направления на восход и заход солнца. В казахском языке восход — шыгыс, заход – батыс. Отсюда Восток-Шыгыс, а Запад-Батыс. Главным святым направлением тюрков (казахов) был и остается «Восток». Если встать лицом к востоку, то справа (в каз.языке «правая сторона» — «он») будет Онтустик–Юг, а слева (в каз.языке — «сол»), соответственно, Солтустик-Север. В связи с этим, все, что находится на западе от степи для казахов имело приставку «бату», а на восток-«шыгыс». Отсюда правитель любых западных от места обитания тюрок (казахов) назывался Бату-Хан (Батый). А тот, кто правил восточнее – ну например, Китаем – был Шыгыс хан (в нашем произношении Чингиз-Хан). То есть все эти Бату, Батыи, Батысы и Шагысы (Чингисы) могли быть (и были, ведь на Западе полно всяких «Карлов») именами как конкретных людей, так и нарицательными именами для всех ханов-правителей данных направлений и территорий. Кстати, Чингис-хан – просто любой «Солнечный хан» или «Восточный хан» и на языке ряда поволжских не-тюркских народов. Но видимо, поволжские народы все же этот термин, скорее всего, переняли, ну у татар к примеру. Чингис-Хан – это должность. Точнее, должность – это Хан. А Шагыс или Чингис – это Восточный. Просто “Восточный хан”, коих за века было тысячи. Тут очевиден очередной прокол у профессианальных историков. Те путешественники, которые потом доводили до европейских дворов и придворных историков всю полученную информацию, когда они ходили (ездили) по тюркским землям, то на вопрос “А кто произвел те или иные разрушения” от своих тюркоязычных визави могли получить следующие ответы:
      1) Это сделал Шагыс-Хан (Чингис-хан). В понимании рассказчика какой-то ему известный Хан, земли которого располагались восточнее тех, кого опрашивали.
      2) Это сделал Батыс-Хан (Батый, Бату). Это любой Хан земель, располагавшихся западнее тех, кого опрашивали. Батыс – западный.
      Может быть даже назывались имена, типа чингисхан Рулон Обоев или чингизхан Кирдык Надоев. Но так как последние (собственно имена) составляющие были непостоянными – то запоминалось только первая неизменно постоянная часть – ЧИНГИС ХАН. Поскольку главным святым направлением у тюрков (казахов) был и остается «Восток», то само собой, что ныне в Азии каждый второй – потомок того или иного чингисхана (чингизид). Был бы у тюрок главным святым направлением не Восток, а Запад – то каждый второй казах или иной тюрок ныне был бы кем-то типа “батызида”. Ну, видимо, поскольку с юга (пустыни и горы) и с севера (сибирские болота, Ледовитый Океан) на тюрок нападали не в пример меньше, то все основные претензии тюрко-язычные рассказчики выставляли в адреса “Чингис-хана” и “Бату-хана”. Европейские же историки же, собрав такую массу претензий к “Чингис-Хану” и “Бату-Хану” и тупо не понимая, что им (ну тем путешественникам, которые потом доводили до европейских дворов и придворных историков всю эту информацию) местные рассказывали просто о своих локальных разборках с каким-то восточными или западными соседями на протяжении 300-400 лет, и считая, что “Чингис-Хан” и “Бату-Хан” – это имена конкретных людей решили, что столь масштабные деяния могли совершить исключительно великие люди. И честно заблуждаясь, историки начали лепить миф о “Великом Чингис-хане” и его внуке “Бату-Хане” (которого историки и оправили на самый запад).

      Ответить
    2. Сергей - Гладкому

      Гладкий написал: “Бат по-монгольски «твердый»”.
      Проверяем.
      Берем русско-монгольский он-лайн переводчик.
      Твердый (русск) – Хатуу (монгол).
      Хм, как то не похоже Хатуу на Бат.
      А что похоже на “бат” ?
      Вставляем в переводчик слово “летучая мышь” и….. вот он , искомый монгольский “бат”.
      Летучая мышь (русск) – Бат (монгол) !!!

      Ответить